Официальный Тбилиси уже открыто делает в Южной Осетии ставку на альтернативного президента этой непризнанной республики Дмитрия Санакоева и возглавляемое им оппозиционное нынешним цхинвальским властям движение «Народ Южной Осетии – за мир». Более того, как следует из заявления президента Михаила Саакашвили, прозвучавшего на состоявшемся в понедельник внеплановом заседании Совбеза, именно действующее с ноября прошлого года в грузинском селе Курта «альтернативное» правительство непризнанной республики станет основой будущего обустройства этого региона. Саакашвили сообщил: в ближайшее время в парламент Грузии будет направлен законопроект, по которому регион обретет некий статус, утраченный после упразднения в начале 90-х годов Юго-Осетинской автономной области. По его словам, «данный законопроект даст возможность создать в Цхинвальском регионе временную административную единицу, которая станет частью переговорного процесса по урегулированию конфликта». Новообразование, по его словам, «даст возможность населению, в том числе этническим осетинам, разделить груз миротворческой операции». «Мы все вместе должны подготовить там настоящие выборы, завершить мирный процесс и потом окончательно решить вопрос этой территории», – сказал президент Грузии. Места в этом «параллельном мире» для де-факто президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты и его окружения Саакашвили не нашел.
Поводом для созыва заседания Совбеза стал воскресный инцидент в зоне конфликта, в результате которого были убиты два сотрудника грузинских силовых структур. Комментируя ЧП, Саакашвили назвал его «конкретным проявлением начинающейся агонии бандитской группировки, обосновавшейся в Цхинвали». По его словам, режим Кокойты есть «не что иное, как продукт деятельности зарубежных спецслужб, сотрудники которых сейчас занимают в Цхинвали все посты». «Эти люди, – сказал Саакашвили, – оказались в совсем чужой для них стране, в чужой культурной среде и проходят там обычную военную службу как представители спецслужб своей страны». Это был весьма прозрачный намек на работающих в цхинвальском правительстве граждан России – министра обороны, премьера, других чиновников.
По мнению многих грузинских аналитиков, на базе альтернативного правительства Дмитрия Санакоева президент Саакашвили решил создать в Южной Осетии аналог абхазского правительства в изгнании, действующего с прошлого года в верхней части Кодорского ущелья, переименованного грузинскими властями в «Верхнюю Абхазию». Как сказал «НГ» директор тбилисского Центра развития и сотрудничества Паата Закареишвили, из спонтанных заявлений Саакашвили на заседании Совбеза «пока трудно понять, что он на самом деле затевает». «Намерение президента восстановить в Южной Осетии упраздненный еще Звиадом Гамсахурдиа статус автономной области вряд ли приведет к положительному результату. Навязать осетинскому населению такую схему обустройства региона будет чрезвычайно трудно. Малоперспективной выглядит и столь откровенная ставка на Санакоева, которого никак нельзя назвать выразителем настроений всей югоосетинской общественности. Куда важнее активизировать диалог с той силой, которая реально создает Грузии проблемы в этом регионе, то есть с цхинвальскими властями», – сказал Закареишвили «НГ». По его словам, в ответ на инициативы президента Грузии «Эдуард Кокойты может заявить о выходе из игры, а это окончательно заведет процесс урегулирования в глухой тупик». Между тем уже вчера правительство Грузии приступило к работе над пакетом законодательных инициатив президента Саакашвили по обустройству Южной Осетии. Никаких возражений со стороны министров не последовало. Как заявил журналистам в перерыве заседания правительства глава МИД республики Гела Бежуашвили, президент в своих заявлениях обозначил «те новые реалии, которые существуют в этом регионе». А посему, сказал он, «МИД Грузии призывает международные организации адекватно воспринять эти реалии, так как, не учитывая их, установить мир в регионе будет невозможно».
Тбилиси