Баку развил бурную деятельность по поиску выходов на энергетические рынки Европы. Как заявил на днях журналистам советник посольства Румынии в Азербайджане по экономическим вопросам Дан Неделку, Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) ведет переговоры о покупке одного из четырех крупных румынских нефтеперерабатывающих заводов. Параллельно изучается вопрос строительства трубопровода Констанция–Триест, по которому каспийская нефть может доставляться в Центральную Европу. В реализации этого проекта крайне заинтересованы Сербия, Хорватия и Австрия, сообщил Дан Неделку.
При этом события последних месяцев наглядно показывают, что Баку, получив свободные средства от экспорта нефти, меняет стратегию. Если раньше все силы были брошены на прокладку новых маршрутов доставки нефти на мировые рынки, то сегодня Баку для того, чтобы получить дополнительные доходы, успешно реализует проекты по переработке своей нефти в Европе для дальнейшего реэкспорта в третьи страны. Похоже, в реализации этого плана ставка сделана на Румынию, в столице которой Бухаресте ГНКАР на днях открыла представительство. Планы азербайджанской компании по поиску дополнительных маршрутов и рынков сбыта нефтепродуктов связаны с ожидаемым увеличением объемов добычи собственных углеводородов. «В 2009 году в стране будет добыто 50 миллионов тонн нефти, а в 2010-м уровень добычи может достигнуть 65 миллионов тонн», – заявил «НГ» президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев. Учитывая, что к тому времени возрастут объемы перевозок через Азербайджан и казахстанской нефти, Баку уже сегодня планирует стать активным игроком на европейском энергетическом рынке.
Эксперты полагают, что главным перевалочным пунктом в новом проекте вновь станет Грузия. В пользу этой версии говорит открытие в Грузии представительства ГНКАР, а также завершившаяся сделка по покупке недостроенного нефтяного терминала в Кулеви (около порта Поти), где сегодня полным ходом идут строительные работы. Этот объект принадлежал известному грузинскому бизнесмену Бадри Патаркацишвили, который инвестировал в строительство терминала около 150 млн. долл., но не нашел общего языка с властями в вопросе прокладки железнодорожной ветки к Кулеви. То, что не удалось грузинскому бизнесмену, оказалось под силу ГНКАР. «Предполагается, что азербайджанская компания приступит к перевалке собственной нефти, поступающей в Кулеви, уже в ближайшие месяцы», – сообщил «НГ» источник в ГНКАР. По его словам, находящийся вблизи от Кулеви порт Поти позволяет принимать танкеры водоизмещением до 150 тонн. На начальном этапе новый владелец терминала рассчитывает на перевалку до 10 млн. тонн нефти в год с последующим увеличением до 35 млн. тонн. Планы азербайджанской компании не ограничиваются только Румынией. Сегодня Баку ведет успешные переговоры с Грецией по созданию в этой стране предприятия по розничной продаже нефтепродуктов. Заманчивые предложения поступают и от израильтян, предлагающих транспортировать азербайджанскую нефть из Джейхана по трубопроводу Ашкелон–Эйлат в Красное море, а оттуда – на такие большие рынки, как Индия и Китай. Ашкелон–Эйлат – работающий трубопровод, и это самый дешевый и короткий путь из Средиземного моря до Красного. Эту инициативу впервые озвучил в прошлом году в Баку министр инфраструктуры Израиля Биньямин Бен-Элиэзер. Затем она стала одним из главных вопросов переговоров, которые вел недавно в Тель-Авиве с властями Израиля министр экономического развития Азербайджана Гейдар Бабаев.
Планы Баку находят поддержку в странах Европы, стремящихся обеспечить свою энергетическую безопасность, и в США. Эти планы реализуются на основе уже имеющихся договоренностей. В ноябре прошлого года президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал в Брюсселе Меморандум об энергетическом партнерстве, нацеленном на обеспечение безопасности рынков ЕС с помощью каспийской нефти.
Баку