0
747
Газета СНГ Интернет-версия

22.03.2007 00:00:00

Петит


┘И МАЛИНОВЫЙ РАХАТ-ЛУКУМ

Александр Чернов. Леденцовый период: Лирика последних лет (2003–2005). – Киев: Чили, 2006, 80 с. (Киевские лавры).

Александр Чернов – русский поэт, живущий на Украине. Впервые его имя прозвучало в середине перестроечных 80-х в единой связке с группой поэтов, которых критики маркировали как матарелистов (ака метаметафористов), – Ждановым, Еременко, Парщиковым и Кутиком. Тогда же выпустил два сборника – «Глазомер» (1988) и «Подробности» (1989). А потом ушел в непроглядную тень. И оставался там практически десятилетие. Из сумрака Чернов вышел только в новом тысячелетии. И ничуть не изменился. Даже посвежел. Его стихи все столь же полны густых умопомрачительных метафор, в них все так же много словесного жонглирования, но и метафизических исканий, и трагичности: «Здоровье – медленная пытка,/ свобода – форменная хворь./ Я с нездоровым любопытством/ смотрел на женщин сквозь забор.// Болезнь высокая Венера,/ запретны прелести твои./ Не сотвори себе кумира/ и с ним прелюбы не твори». Еще: «Приехал я в Симферополь,/ а там запоздалый снег/ засахаренным сиропом/ покрыл земляной орех...»

Точнее всех о стихах Чернова сказал Алексей Парщиков: «У него интересно...» Вообще-то там было больше сказано, с анализом даже. Но вполне достаточно и вот этого «у него интересно».

У Чернова действительно интересно! Настолько, что стихи его запросто можно испортить критическим анализом с выкручиванием шурупчиков и гаечек (как это у него все работает?), выискиванием традиций (они очевидны для любого, кто хоть поверхностно не чужд поэзии). Их, стихи эти, нужно читать взахлеб и с удовольствием цитировать – друзьям, подругам: «И мертвая рыба рыдает от боли»; «И спешит воздушный поцелуй в недра безвоздушного пространства». Растаскивать на эпиграфы, а еще лучше – декламировать вслух: «По силуэту утонченному/ с очаровательным лицом/ я сублимирую по-черному/ в районе под Череповцом.// А ты летишь в латинском танце и/ флиртуешь с клубною гурьбой./ Я представляю нуль дистанции/ между партнером и тобой┘// ┘Они в коктейль вина и музыки/ такой добавили дымок,/ что женщины снимают трусики/ и тело бреют между ног.// Чтоб между полными бокалами/ от возбуждения лакун/ дрожал тактильными сигналами/ малиновый рахат-лукум». Цитируя, слегка сократил. А собственно, кто ж не знает это стихотворение!

РЕЧЬ ТИХОГО ГОЛОСА

Татьяна Данильянц. Белое: Стихи разных лет. – М.: ОГИ, 2006, 56 с.

«Белое» – второй стихотворный сборник известного московского поэта и кинорежиссера. Первая книжка – «Венецианское» – вышла годом ранее коллекционным тиражом. В новой подборке встречаются стихи и из того, уже раритетного издания.

Верлибры Данильянц минималистичны и многозначны, как белый цвет. Однако в своем минимализме поэт избегает многоумной недосказанности, недозавершенности. Мудрость ее строк – в сияющей простоте, ясности и законченности. «Простая еда – хлеб,/ хлеб насущный да снег,/ голубеющий сад./ Хлеб. Снег. Сад./ И больше не нужно». Или: «Глаза в глазницах,/ зубы в деснах,/ сердце в груди./ Где, где место огню?» Ни прибавить, ни отнять.

Поэтика Татьяны наследует прозрачность, воздушность поэзии Геннадия Айги (не случайно одно из лучших стихотворений сборника посвящено этому великому поэту). Что особенно привлекает в текстах московской поэтессы и одновременно выделяет из поколения 30-летних – это внутренняя, этическая чистота стиха, полная освобожденность, очищенность не только от обсценной лексики, от цинизма, но даже и от едкой иронии. В поэзии поколения, к которому принадлежит Татьяна, это исчезающая редкость. Эпатаж не для Данильянц. Голос поэта тих, то и дело «срывается» в шепот. Но никак не пуглив. Поэзия Татьяны если чего и пугается, так только избыточного комментирования. Есть такие стихи, которые нельзя комментировать. Их можно только пробовать на вкус, осторожно, кончиками пальцев перелистывать, тихо вышептывать. Таковы стихи Татьяны Данильянц. «верлибрическая речь – речь тихого голоса/ с alter ego со всей душой/ по ритму по его явному отсутствию/попадаешь в музыкальную стихию времени»

Не могу не согласиться.

Ян Вонотирах


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Верховный суд не рекомендует завышенные компенсации

Верховный суд не рекомендует завышенные компенсации

Екатерина Трифонова

Госказну защитят от претензий отдельных граждан в интересах всей страны

0
940
Народному референдуму КПРФ начали препятствовать

Народному референдуму КПРФ начали препятствовать

Дарья Гармоненко

Попытка использовать госТВ для пропаганды уличных акций вызывает реакцию властей

0
959
Инициатива поднять предельный возраст для молодежи в России с 35 до 40 лет встретила одобрительное отношение у 36% россиян

Инициатива поднять предельный возраст для молодежи в России с 35 до 40 лет встретила одобрительное отношение у 36% россиян

0
727
Московские мусульмане уступили петербургским единоверцам

Московские мусульмане уступили петербургским единоверцам

Андрей Мельников

В Северной столице Ураза-байрам собрал большее число прихожан

0
1000

Другие новости