Президент Узбекистана Ислам Каримов готовится к демократизации.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В конце марта сенат узбекского парламента (Олий Мажлис) обсудит два законопроекта: «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» и поправки в три статьи Конституции. Документ внесен в Олий Мажлис президентом Узбекистана Исламом Каримовым и уже одобрен Законодательной (нижней) палатой парламента.
После андижанских событий мировое сообщество заждалось от узбекского руководства шагов по демократизации политической системы страны. По этой причине небезынтересно повнимательнее присмотреться к сути нововведений.
Отметим, что, согласно действующей Конституции, Узбекистан и сейчас формально является страной с многопартийной системой. В Олий Мажлисе на сегодня пять партий. Либерально-демократическая представляет предпринимателей. Народно-демократическая, по оценке сенатора Садика Сафаева, ближе к партии левосоциального толка. Имеется еще Партия национального возрождения и другие.
Суть же нового закона состоит в том, чтобы набравшая большинство на парламентских выборах партия имела, по словам Сафаева, «решающий голос» при формировании правительства. Причем этот принцип будет действовать не только при формировании центральных, но и региональных органов власти. Парламентскому меньшинству будет позволено иметь свои фракции в парламенте и доносить свое мнение до общественности.
Конечно, никакого «разгула демократии» в Узбекистане не будет. Прежде всего потому, что незыблемыми остаются почти все статьи Конституции Узбекистана, посвященные президенту. За исключением статьи 89, в которой говорится, что президент «является главой государства и исполнительной власти в Республике Узбекистан».
После того как стало известно, что президент внес поправку в эту статью, у некоторых простодушных российских наблюдателей родилось предположение, что Каримов решил поделиться частью своих полномочий с премьером правительства. Это было бы логичным продолжением усиления роли партий и выборов. Но Восток, как известно, дело тонкое. Статья 89 после одобрения поправки будет выглядеть так: «Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти». То есть все бразды правления в узбекском государстве останутся в руках Ислама Каримова. Удивляться особенно не приходится – главной ценностью на Востоке остается стабильность. И все же некий позитив в этих новациях есть. Борьба за большинство в парламенте хоть и не сделает его реальным органом власти, но все же даст узбекистанцам первый опыт альтернативных выборов. То есть посеет семена демократии...