Отношения Молдавии с ее ближайшей соседкой Румынией в последнее время осложнились настолько, что дальнейшей ступенью их негативного развития может стать только разрыв дипломатических отношений. Поводом для эскалации напряженности в двусторонних связях братских стран послужил ряд заявлений и действий официального Бухареста, направленных на присоединение Молдавии к Румынии. А катализатором случившегося дипломатического взрыва стал, сам того не желая, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Выступая на заседании Еврокомиссии, глава российского МИДа упрекнул ЕС и США в том, что они не отреагировали на фактические территориальные притязания страны – члена Евросоюза Румынии к Молдавии.
Вскоре после этого нотой протеста в адрес Бухареста разразился молдавский МИД, а правительство республики в специальном обращении обвинило румынские власти в посягательстве на государственность и суверенитет Молдавии. Кишиневская и бухарестская пресса усмотрели за этим «руку Москвы», которая выступает против растворения Молдавии в «матери Румынии».
Между тем источник в МИД РФ заметил «НГ», что на самом деле реплика Сергея Лаврова по Румынии была сделана в контексте разговора совсем иной проблемы – установления памятников фашистам в странах Балтии. По словам источника, Лавров отметил, что Эстония не единственная страна Евросоюза, где замечена ностальгия по нацистскому прошлому: в Румынии объявлено об открытии памятника генералу Антонеску, воевавшему во время Второй мировой войны на стороне гитлеровской Германии и причастному к массовому уничтожению евреев в Транснистрии (нынешнее Приднестровье). Одновременно бухарестский суд признал законной оккупацию в 1941 году Бессарабии (сегодня – Молдавии), после чего в Бухаресте зазвучали заявления о том, что такого этноса, как молдавский, нет и не может быть страны с соответствующим названием.
Напомним, в минувшем году президент Румынии Траян Бэсеску предложил руководству Молдавии объединить «две румынские страны» в одну с центром в Бухаресте, уточнив, что это можно будет сделать в рамках Единой Европы. После чего идея неорумынской унии стала активно эксплуатироваться румынскими политиками, причем различного толка. Но главное, эту деликатную для Молдавии тему вынесли на серьезное обсуждение высокопоставленные румынские чиновники. А консульство Румынии в Кишиневе стало раздавать всем желающим молдаванам (таковых после вступления Румынии в ЕС оказалось очень много) румынские паспорта. Президент Румынии в январе даже спешно прилетел в связи с этим в Кишинев и попросил у молдавского главы Владимира Воронина разрешения открыть еще два консульских отдела в городах на севере страны, мотивировав это тем, что до конца года полтора миллиона молдаван станут румынами. Сегодня, по его утверждению, обладателями румынских паспортов стали 800 тыс. граждан Молдавии. Если верить Бэсеску, в будущем году весь молдавский электорат может стать румынским. Когда в Кишиневе это поняли, то послали гонцов в Москву. Источник «НГ» сообщил, что Владимир Воронин попросил встречи с Путиным. Ее планировали сначала на январь, затем на февраль, потом отложили. Но жалобы молдаван, которые стали искать защиты от «румынской угрозы» в Москве, услышали.
Старший советник посольства РФ в Молдавии Михаил Елкин заметил «НГ» по этому поводу, что никто в Евросоюзе и НАТО, куда стремится Молдавия, не отреагировал на территориальные притязания Румынии к суверенной Молдавии, это сделала только Россия. Несмотря на то что Кишинев почти еженедельно выступает с инициативами совсем не дружеского по отношению к России характера. Например, на минувшей неделе на заседании Совета ОБСЕ представители Молдавии вновь подвергли жесткой критике позицию РФ в отношении Приднестровья и потребовали вывода из зоны конфликта российских миротворцев.
В ответ на заявление Лаврова представитель Еврокомиссии Эмма Удвин заметила, что у нее (комиссии) не может быть собственной позиции по поводу предоставления румынского гражданства жителям Молдавии, поскольку эта тема в компетенции каждой страны – члена ЕС.