Шансы Узбекистана на то, что Евросоюз упразднит введенные в ноябре санкции, крайне малы. Накануне в адрес встречавшихся в Брюсселе по узбекскому вопросу министров иностранных дел стран ЕС поступило обращение правозащитных групп, в котором выражена надежда, что международное давление на руководство Узбекистана не будет ослаблено. Однако и без этого ничто не указывало на то, что Европа готова к восстановлению полномасштабного сотрудничества, свернутого после жестокого подавления узбекскими властями андижанских волнений 13 мая 2005 года, в ходе которых, только по официальным данным, погибли около 200 человек.
Санкции выразились в том, что после отказа официального Ташкента допустить к расследованию международных наблюдателей ЕС ограничил поставки в Узбекистан товаров военного назначения, частично заморозил двусторонние переговоры и составил «черный список» 12 высокопоставленных узбекских чиновников, которым запретил въезд в Старый Свет.
С тех пор Ташкент неоднократно пытался снизить накал отношений с ЕС, но тщетно. Нынешняя надежда на нормализацию отношений связана главным образом с тем, что в Евросоюзе председательствует Германия – страна, с которой у Узбекистана «особые» отношения. Общий объем финансового и технического содействия германского правительства составляет около 241 млн. евро, в Узбекистане функционируют представительства более 50 фирм и компаний ФРГ и 100 предприятий, созданных с участием немецкого капитала, а товарооборот, например, в 2005 году превысил 300 млн. долл. После Андижана Германия заняла лояльную позицию. В изрядной степени это было связано с желанием Берлина сохранить авиабазу в Термезе, использующуюся для снабжения войск коалиции в Афганистане.
Дополнительную надежду Ташкент получил от главы Комиссии ЕС по Центральной Азии Хьюго Мингарелли, в конце прошлого года заявившего, что Брюссель намерен возобновить диалог с Узбекистаном и может пересмотреть санкции, так как изоляция страны результатов не принесла.
По мнению эксперта по Центральной Азии Нура Омарова, если отношения ЕС с Узбекистаном не будут восстановлены сейчас, то трудно предположить, когда это может произойти вообще. «Наблюдающееся усиление внимания ЕС к региону – заслуга Германии. Следующие полгода ЕС будет возглавлять Португалия, которой по большому счету до Центральной Азии и, следовательно, до Узбекистана нет дела», – сказал «НГ» Нур Омаров.
Но, как полагают наблюдатели, председательствующей в ЕС Германии вряд ли удастся реализовать свое мнение по вопросу, и санкции в отношении Узбекистана будут пролонгированы еще на три месяца. В вопросе отношений ЕС с Ташкентом индикатором могут служить даже комментарии заместителя помощника госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Эвана Фейгенбаума в ходе недавнего визита в эту страну: «Я не вижу перспектив визитов американских руководителей в Ташкент или руководителей Узбекистана в Америку», – сказал он, отвечая на соответствующий вопрос журналистов. Проблема, по его словам, заключается в преобразовании декларативных высказываний в реальные результаты.