В Армении завершился срок подачи заявок на участие в парламентских выборах. Хотя официальный старт предвыборных баталий назначен на 8 апреля и завершится за два дня до самих выборов, запланированных на 12 мая, считается, что кампания за симпатии электората уже началась. Как сообщил журналистам председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Гарегин Азарян, на 131 место в армянском парламенте претендуют 1670 кандидатов в депутаты: 1497 из них по пропорциональной, а 173 – по мажоритарной системе.
Основными фаворитами являются партия власти – Республиканская, «Процветающая Армения», представляющая интересы крупного капитала, и Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн». Все они представлены в высшем законодательном органе и сегодня. Но, как считают армянские эксперты, у оппозиционных партий есть все шансы заполучить немало депутатских мандатов. Руководитель Центра национальных и стратегических исследований Степан Сафарян считает, что в этом оппозиционерам изрядно помогают сами власти. «В 2004 году глава МИДа Вардан Осканян заверил Вашингтон в готовности Еревана проводить более прозападный, чем сейчас, курс, обещал прогресс в переговорах с Баку по карабахской проблеме и нормализацию отношений с Анкарой, договорился до того, что Турция является мостом между Арменией и НАТО. Ничего этого на деле нет. За год до этого в Москве президент страны Роберт Кочарян будущее Армении связал с Шанхайской организацией сотрудничества. Это тоже осталось обещанием. То есть совершенно не исключено, что и Запад, и Россия захотят иметь в Ереване более прогнозируемых и последовательных партнеров и уже ищут их в стане оппозиции», – заявил Сафарян «НГ».
Наиболее предпочтительные шансы в этом свете у «Наследия» бывшего министра иностранных дел Раффи Ованнисяна, «Страны законности», возглавляемой еще одним бывшим – спикером парламента Артуром Багдасаряном, и «Народной партии» бывшего кандидата в президенты Степана Демирчяна – сына до сих пор популярного в народе бывшего первого секретаря ЦК КП Армении Карена Демирчяна, погибшего в результате теракта в парламенте страны. «Очень вероятно, что эти обладающие определенной популярностью у населения силы, обретя поддержку за рубежом, сумеют бросить вызов властям», – полагает Сафарян.
Список мажоритарных кандидатов немало озадачил армянскую общественность. Некоторые ереванские газеты предложили читателям его не по именам, а по прозвищам: «Кучерявый», «Немец», «Хромой» и т.д. Дело в том, что целый ряд зарегистрированных в ЦИКе кандидатов имеют небезупречную репутацию, кто-то даже находится в розыске. Но по армянскому законодательству нарушения тут нет – до судебного вердикта выставлять свою кандидатуру в депутаты при поддержке специально созданной инициативной группы вправе любой гражданин страны. «Это тревожный показатель деморализации общества и государства. Армения – маленькая страна, где что-то скрыть очень трудно, и тем не менее совершившие преступления или серьезные правонарушения люди запросто баллотируются в депутаты. Общественности навязывают правила игры, и она их принимает, – заявил «НГ» Сафарян, рассуждая о криминализации общества и мышления. – Нынешние выборы будут намного напряженнее всех предшествующих».
Между тем выборы могли получить совершенно запутанный и непредсказуемый характер, если парламент на минувшей неделе принял бы закон о двойном гражданстве в расширенном виде, в котором предлагали авторы из «Дашнакцутюн» – партии, считающейся наиболее тесно связанной с многочисленной армянской диаспорой. После ожесточенных диспутов законодатели решили предоставлять гражданство всем армянам, членам их семей, людям, имеющим особые заслуги перед Арменией, но при этом не давать им ни права избирать, ни возможности быть избранным. «В противном случае вполне могло статься, что армянская власть могла бы формироваться где-нибудь в Лос-Анджелесе или в Москве – ведь за рубежом армян почти втрое больше, чем в самой Армении», – сказал «НГ» ректор Кавказского медиаинститута Александр Искандарян.