Казахстан намерен укреплять свою роль и авторитет в качестве регионального лидера. Выступая с посланием к народу страны в среду, президент Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости диверсифицировать экономику и отойти от ее сырьевой направленности. Последнему Назарбаев уделил большое внимание, поскольку задача по диверсификации экономики Казахстана уже несколько лет находится в числе приоритетных. Он поручил правительству страны найти и занять в системе мирового хозяйства «реальные казахстанские ниши», вывести отечественный бизнес на мировой рынок.
«При этом основное внимание надо сосредоточить на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов», – уточнил Назарбаев. Правительству республики дана четкая установка: вывести Казахстан в региональные лидеры. Именно Казахстан, по мнению президента, может стать экономическим и финансовым центром в Центрально-Азиатском регионе. Для достижения этой цели, кроме сотрудничества в рамках действующих объединений, таких как СНГ, ЕврАзЭС и ШОС, которые остаются главным ориентиром в торговле, Назарбаев выступил с очередной интеграционной инициативой: «Мы предлагаем выйти на создание Евразийского экономического союза государств, сделать его выгодным для вступления всех других наших соседей».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко к идее, прозвучавшей в Астане, относится скептически. По его мнению, новая инициатива казахстанского президента полностью согласована с Москвой. «Это казахстанско-российская инициатива вместо провалившегося Единого экономического пространства. И Казахстан, как нейтральное государство, ее озвучивает. Более того, Назарбаев готов взять на себя всю черновую работу по подготовке нового экономического союза. Как это будет сочетаться с ШОС, да еще при полуживом ЕврАзЭС – не очень понятно», – сказал Малашенко.
Особо был выделен вопрос вступления Казахстана в ВТО. Если Назарбаев считал целесообразным предпринять этот шаг одновременно с Россией, то теперь он подчеркнул: «Казахстан должен войти в ВТО только на выгодных для себя условиях». По его мнению, правительство должно отстоять приемлемый уровень внутренней государственной поддержки аграрного сектора и реализовать соответствующие адаптационные меры по подготовке промышленных предприятий к эффективному функционированию в условиях ВТО.
Между тем в Казахстане ожидали совсем других заявлений лидера. Помимо традиционных новых социальных льгот и экономических задач предполагалось, что Назарбаев объявит о крупных политических реформах. Однако президент лишь повторил принятое ранее решение: реформы будут ограниченные. В частности, изменения в Конституцию страны, по его мнению, надо вносить точечно, не меняя кардинально сути. Такими «точками» станут увеличение числа депутатов, избираемых по партийным спискам, передача парламенту полномочий по формированию Центризбиркома, конституционного совета и счетного комитета по контролю за исполнением бюджета. Также в Основном законе страны может быть прописан механизм политических консультаций: согласование с партией, представляющей парламентское большинство, кандидатур в состав правительства и программных документов. Главное же – форма правления – в Казахстане останется неизменной. Назарбаев в очередной раз настойчиво подчеркнул: «В республике должна быть президентская форма правления».
Несостоявшаяся организация
23 февраля 2003 года президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП), а 19 сентября 2003 года в Ялте подписали соответствующее соглашение. По замыслу ЕЭП должно было объединить территории государств-участников и создать общие механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проводиться единая внешнеторговая и согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика. Координационным органом по подготовке соглашений по формированию ЕЭП является Группа высокого уровня.
Астана