Соглашение между правительствами России и Белоруссии о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества, которое стороны парафировали еще 12 января, к установленному на 1 марта дэдлайну подписано не будет. Со ссылкой на «правительственные источники» белорусские СМИ пишут о том, что уже после того, как текст был парафирован сторонами, Белоруссия пересмотрела некоторые его позиции и решила их скорректировать.
В Минске считают, что с середины января ситуация претерпела существенные изменения и многие положения ранее подготовленного документа устарели. Даже договоренность по сахару (для белорусского сахара установлена квота в 180 тыс. тонн) не расценивается официальным Минском как решение сахарной проблемы. Кроме того, в соглашении прописаны сроки снятия проблем во взаимной торговле исходя из того, что само соглашение будет подписано до 1 марта. Невыполнение этого условия автоматически предполагает пересмотр многих пунктов документа.
Никаких комментариев ни со стороны правительства, ни со стороны экспертов на эту тему до сих пор не последовало – текст проекта соглашения не разглашался. Белорусское правительство, правда, облегчило условия импорта российского пива и разработало проект решения о допуске на местный рынок российских сигарет, ссылаясь на необходимость реализации этого еще не подписанного документа. Знакомство с текстом соглашения, который оказался в распоряжении «НГ», позволяет предположить, что уступки, обещанные Белоруссией, после снятия нефтегазового напряжения показались ей слишком большими.
В проекте стороны договариваются о том, что они отменяют имеющиеся ограничения «в отношении ввоза, транспортировки, включая транзит, распределение товаров, происходящих или предназначенных для территорий их государств...», и берут обязательства не вводить новые. Стороны намереваются «до 1 июля заключить соглашение о принципах и правилах применения субсидий, в том числе в сельском хозяйстве». А до вступления соглашения в силу обязуются сообщать правительству соседней страны обо всех бюджетных субсидиях национальному производителю, конкурирующему с аналогичным в соседней стране. До 1 мая стороны намеревались изменить свои законодательства с тем, чтобы субъекты соседнего государства наравне с национальными могли поставлять продукцию для государственных нужд.
Белоруссия, подписав документ, должна была взять на себя обязательство не субсидировать свой экспорт и импортозамещение; не чинить препятствий автотранспорту (в том числе через его досмотр и конвой); отменить любого вида ограничения на ввоз рыбы и рыбопродуктов; табака и табачных изделий; отказаться от требования закупать сельхозтехнику только белорусских производителей; установить для российских автомобилей сбор за проезд по территории Белоруссии аналогичный тому, который платят белорусы.
Все вышеизложенные положения противоречат проводимой в стране экономической политике максимальной закрытости рынка для импорта, в том числе из России. Например, свой табачный рынок Белоруссия стала закрывать, с 2002 года квотируя ввоз сигарет и поддерживая национальных производителей субсидиями. Действующие в стране программы предусматривают поддержку экспортеров и импортозамещающих производств. «Каждый третий телевизор сделан с поддержкой государства», – озвучил недавно объемы помощи отрасли председатель госконтроля Зенон Ломоть. Открытие рынков и лишение предприятий государственных дотаций приведут к тому, что белорусская продукция окажется нереализованной, а это соответственно вызовет проблемы с выполнением бюджета и социальных обязательств.
Минск