Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров сегодня официально пригласит Астану присоединиться к железнодорожному проекту Карс–Ахалкалаки–Тбилиси–Баку (КАТБ), рамочный договор по которому недавно был подписан в Тбилиси между Азербайджаном, Грузией и Турцией. Судя по заявлениям ряда дипломатов, уговаривать официальную Астану долго не придется. Заинтересованность в реализации этого проекта уже изъявил Китай, который рассчитывает в обход России по альтернативному маршруту через Южный Кавказ и Турцию отправлять грузы в Европу. Казахстан, разумеется, не упустит шанса подключиться к этому заманчивому транзитному маршруту.
Кстати, вопреки утверждениям ряда аналитиков интерес к КАТБ проявила и Россия. Об этом на днях заявил начальник Азербайджанской государственной железной дороги Ариф Аскеров, принимавший участие в 45-м московском заседании Совета по железнодорожному транспорту стран – государств Содружества. «Российская сторона интересуется проектом КАТБ и, судя по всему, хотела бы участвовать в нем», – сообщил он журналистам, но при этом подчеркнул, что пока от России не поступало конкретных предложений.
Вероятно, каких-то сложностей с присоединением Казахстана к КАТБ не будет – Баку и Астана находят взаимопонимание в реализации различных региональных и трансконтинентальных проектов. Достаточно вспомнить нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан, по которому в скором времени будет перекачиваться также нефть с казахстанского месторождения Кашаган. Как только это произойдет, маршрут, согласно пожеланию президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, начнет называться Актау–Баку–Тбилиси–Джейхан.
Обсуждение перечисленных вопросов будет первостепенным в программе пребывания Эльмара Мамедъярова в Астане. Но не менее важной задачей министра является подготовка предстоящего в этом году визита в Казахстан президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Примечательно, что уже 5 марта в Астане ожидают президента Грузии Михаила Саакашвили. А вчера премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели обсудил с послом Казахстана в Азербайджане и Грузии Андаром Шукпутовым детали визита и темы переговоров. Основной, естественно, станет присоединение Казахстана к железнодорожному проекту Карс–Ахалкалаки–Тбилиси–Баку.
Баку