Не успели отгреметь фанфары по поводу подписанного на днях в Тбилиси рамочного договора между Азербайджаном, Грузией и Турцией о строительстве железной дороги Карс–Ахалкалаки–Тбилиси–Баку (КАТБ), как оказалось, что проект еще не приобрел окончательный вид. Четвертым его участником может стать Казахстан.
Приглашение присоединиться к проекту Астана получит в конце февраля в ходе визита в Казахстан министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова. Если приглашение будет принято, о чем официально может быть заявлено во время предстоящей в нынешнем году встречи президентов Азербайджана и Казахстана, то КАТБ перестанет считаться грандиозным, а «только» региональным проектом. Он разрастется на два континента и станет ключевым отрезком транспортного коридора «Европа–Кавказ–Азия» (ТРАСЕКА), товарооборот по которому экспертами МВФ сейчас оценивается в 600 млрд. долл. Причем показатель не предельный, так как железнодорожное сообщение сократит сроки транспортировки товаров.
«Мы хотим присоединения Казахстана к проекту и обсудим этот вопрос», – заявил Эльмар Мамедъяров. По его словам, Казахстан проявил интерес к КАТБ, и на всех предстоящих ему в конце месяца встречах вопросы, связанные с этим, будут первостепенными.
Впрочем, Казахстан может оказаться не последним участником КАТБ. Если Баку и Ашхабад преодолеют накопившиеся противоречия, что не удавалось во время правления Сапармурата Ниязова, то вероятность подключения к проекту Туркмении становится весьма высокой. Во всяком случае, азербайджанская сторона не скрывает заинтересованности в нормализации отношений – слишком много многообещающих проектов осталось пока на бумаге из-за различного подхода к принципам деления Каспия. Если новые ашхабадские лидеры приступят к реализации обещанных реформ и вывода страны из изоляции, то разрастание проекта КАТБ приобретет необратимый характер. Ясно при этом и то, что он вряд ли будет развиваться в российском направлении. Прежде всего по соображениям политической конъюнктуры, по которым в проект не вовлечен кавказский союзник Москвы – Ереван, безуспешно настаивающий на использовании существующей ветки между турецким Карсом и армянским Гюмри с дальнейшим выходом на тбилисское направление.
«Проект КАТБ носит выраженный политический характер, посему экономические доводы Армении во внимание не берутся», – сказал «НГ» руководитель ереванского Центра глобализации и регионального сотрудничества Степан Григорян. Бакинский политолог Расим Мусабеков полагает, что любые затраты на строительство железной дороги окупятся сторицей в ближайшие годы. «Благодаря будущему подключению к КАТБ государств Юго-Восточной Азии грузооборот может достичь 20 млн. тонн в год. Кроме этого, по дороге будут перевозиться нефтепродукты, которые по трубопроводу в отличие от нефти не доставить и которые стоят в полтора-два раза дороже сырой нефти. Это позволит повысить доходы Азербайджана, разрабатывающего планы восстановления нефтеперерабатывающей отрасли», – заявил Мусабеков «НГ».