Вопреки прогнозам грузинское население Гальского района все-таки участвовало в воскресных выборах в органы местного самоуправления Абхазии. В цифрах явки, правда, полный разнобой. Скажем, в Центризбиркоме непризнанной республики утверждают, что по этому самому проблемному для них району 11 февраля на участки пришло около 30% избирателей-грузин. В Сухуми считают это своей победой: на всех предыдущих выборах такой высокой явки здесь не наблюдалось. В Тбилиси же, напротив, заявляют, что затея с выборами в Гальском районе провалилась, что в голосовании приняло участие не более 7–10% грузинского населения. Причем, как сказал вчера журналистам заместитель министра по чрезвычайным ситуациям правительства автономной республики в изгнании Георгий Ломия, и эти мизерные проценты были получены лишь благодаря давлению со стороны абхазских властей. По информации Ломия, в преддверии выборов в села Гальского района были введены дополнительные подразделения милиции численностью до 700 человек, которые буквально сгоняли людей на избирательные участки. Как заявляет представитель грузинских властей Абхазии в регионе Самегрело (Западная Грузия) Торнике Киласония, в целом по Гальскому району воскресные выборы провалились. «Основная масса грузинского населения Гальского района на участки не пошла. Подтверждением этому служит и то, что руководители администрации девяти сел района решением сухумских властей уже в понедельник были отстранены с занимаемых должностей», – сказал он.
Сложности с выборами в Гальском районе признают и власти Абхазии. Не случайно в день выборов туда направился президент непризнанной республики Сергей Багапш. Он фактически признал и по-своему обосновал необходимость принятия в этом районе «дополнительных мер безопасности». «Все силовые структуры района должны быть готовы к провокациям со стороны Грузии, которая не заинтересована как в нынешних, так и в предстоящих 4 марта выборах в парламент», – заявил он журналистам.
Судя по всему, Тбилиси и Сухуми будут еще долго оспаривать показатели активности среди 48 тысяч грузинских беженцев, уже вернувшихся в Гальский район после войны 1992–1993 годов. Ряд местных экспертов полагает, что сам по себе «гальский прецедент» будет иметь последствия, т.к. на этот раз полностью бойкотировать выборы грузинской стороне не удалось. Более того, в Тбилиси признают, что они прошли без серьезных эксцессов. И это несколько ослабляет позиции Тбилиси на проходящей в Женеве двухдневной консультационной встрече дипломатов из Группы стран–друзей генсека ООН по Грузии по урегулированию конфликта.
Впрочем, как сказал «НГ» грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе, «преувеличивать возможные последствия воскресных выборов в Гальском районе, а тем более расценивать их как некое усиление позиций Сухуми, не стоит». «Выборы и на этот раз прошли под давлением на грузинское население со стороны абхазских властей. К тому же международная общественность считала и считает любые выборы в Абхазии без возвращения туда сотен тысяч грузинских беженцев нелегитимными», – сказал он «НГ».
Тбилиси