Имя победителя кампании на высший государственный пост Туркмении будет объявлено сегодня в Ашхабаде. Никто не сомневается, что им станет Гурбангулы Бердымухаммедов. О таком исходе прошедших в воскресенье президентских выборов говорили задолго до голосования, с того самого момента, когда стало известно имя исполняющего обязанности президента. Докладчик по правам человека в ОБСЕ Хесус Лопес-Мендель, в интервью газете «АВС» назвал прошедшие выборы «спектаклем». «Все было решено заранее, и это голосование представляло собой не более чем видимость», – заявил он.
Как стало известно «НГ», для представителей делегаций ОБСЕ и ООН, находившихся в минувшее воскресенье в Ашхабаде, была составлена специальная показательная программа. Для них была организована экскурсия по показательным избирательным участкам Ашхабада, им даже позволили поговорить с некоторыми гражданами, пришедшими на голосование. Глава делегации секретариата ООН Владимир Горяев заявил журналистам, что намерен представить доклад о выборах в Туркмении генсеку ООН Пан Ги Муну: «У делегации сложилось объективное представление о выборах, и мы донесем его до генсека ООН».
Как ни странно, но многие международные наблюдатели полагают, что Туркмения открыла новую страницу истории. Уже сам факт приглашения западных специалистов на выборы внушает оптимизм. Об этом заявил директор управления демократических институтов и прав человека в ОБСЕ Кристиан Штрогал в интервью газете «Нью-Йорк таймс»: «Я надеюсь, что из этого может получиться с властями Туркмении диалог». Газета цитирует заместителя помощника госсекретаря США Эвана Фейгенбома, ответственного за политику в Центральной Азии: «Откровенно говоря, мы видим – есть возможность перевернуть страницу».
Как будут развиваться события в Туркмении, станет понятно уже в ближайшее время. Дело в том, что на заседании Халк Маслахаты, после инаугурации Гурбангулы Бердымухаммедова, делегаты съезда должны будут избрать председателя Народного совета. Этот пост остался вакантным после смерти президента Сапармурата Ниязова. Назначение на эту должность иного человека представляет опасность, так как по Конституции президент подотчетен Халк Маслахаты и его председателю. Поскольку президент является и главой исполнительной власти, вопрос о том, кто будет возглавлять кабинет министров, не стоит. Свободным остается пост председателя парламента, однако этот орган, согласно новым поправкам Конституции, полностью утратил ключевое значение, ибо в чрезвычайной ситуации власть переходит к председателю Совбеза.
«Не открывается, а закрылась очередная страница истории Туркмении, – заявил «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги профессор Алексей Малашенко. – Туркменская элита категорически не хочет нового Туркменбаши». Впрочем, он считает, что при нынешнем состоянии общества это уже невозможно. «Возможна «детуркменбашизация» – проведение либеральных акций, даже не реформ, а акций. И первый шаг уже сделан – некоторых политических заключенных переводят под домашний арест. Я не думаю, чтобы выпустили и впустили в страну реальную оппозицию. Такое состояние будет продолжаться несколько месяцев. А вот потом борьба обострится», – отметил Малашенко. Ее исход зависит от того, как долго Бердымухаммедову удастся балансировать между своими «соратниками», одним из которых является бывший начальник охраны президента могущественный Акмурат Реджепов.