На избирательные участки пришло практически все население страны.
Фото Reuters
Выборы президента Туркмении признаны состоявшимися. Об этом вчера заявил председатель Центризбиркома республики Мурад Каррыев. В них приняли участие почти 97% избирателей. Это первые в истории независимой Туркмении альтернативные выборы главы государства. На пост президента баллотировались шесть кандидатов, однако фаворитом гонки считался и.о. главы государства Гурбангулы Бердымухаммедов. Напомним, что выборы были назначены в связи со смертью в декабре прошлого года бессменного лидера Сапармурата Ниязова, который правил страной 21 год.
В течение трех дней избирательная комиссия будет вести подсчет голосов, и 14 февраля во время очередного съезда Халк Маслахаты (высшего государственного органа страны) будет объявлен победитель и всенародно избранный глава государства даст клятву верности народу Туркмении и стране. Одновременно будет избран и новый председатель Халк Маслахаты. Напомним, что этот пост также оставался вакантным после смерти Туркменбаши. Судя по всему, сюрпризов не предвидится.
Находящимся за границей представителям оппозиции в участии в выборах было отказано. Как сообщил «НГ» источник в Туркмении, власти предприняли беспрецедентные меры по обеспечению порядка в стране. Аэропорты взяты под строгий контроль. Все въезды в Ашхабад перекрыты. Движение транспорта в городе ограничено. А за «неблагонадежными» гражданами установлен строгий контроль, некоторые из них находятся под домашним арестом.
Тем не менее, как было уже объявлено представителями ЦИКа, нарушений в ходе предвыборной кампании и непосредственно в день голосования зафиксировано не было. Собственно, фиксировать нарушения было некому. Выборы президента Туркмении прошли без участия международных наблюдателей. Отказали в аккредитации и российским журналистам. Разрешение освещать выборы было дано только представителям СМИ от Китая, Ирана и Турции.
Между тем все туркменские СМИ заявили, что в Ашхабад прибыли две делегации – Парламентской Ассамблеи ОБСЕ во главе с ее президентом Гораном Леннмаркером и Секретариата ООН, которую возглавляет заместитель директора Азиатско-Тихоокеанского отдела политического департамента Владимир Горяев. Как стало известно, представители ОБСЕ и ООН посетили один показательный участок в Ашхабаде и встретились с депутатами парламента.
Зато на инаугурацию нового главы государства приглашения разосланы заблаговременно и во все концы. Российскую делегацию возглавит премьер-министр Михаил Фрадков. Не исключено, что глава МИД РФ Сергей Лавров также посетит Туркмению, на днях он заявил, что в отношениях Москвы и Ашхабада «наметились определенные подвижки».
За действиями Ашхабада пристально наблюдают во всем мире. Однако, по мнению экспертов, в ближайшее время серьезных изменений в Туркмении ожидать не следует. Судя по предвыборным заявлениям кандидатов в президенты Туркмении, режим в стране будет постепенно эволюционировать. «Следует ожидать общего смягчения нравов, каких-то шагов в сторону более цивилизованного имиджа государства и власти»,– заявил «НГ» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана института СНГ Андрей Грозин. Если говорить об отдаленной перспективе, то страна будет перемещаться на позиции олигархического режима, где различные группы борются за доминирование и в сфере политики, и в сфере бизнес-влияния.
«Переход от единовластия к олигархии вряд ли каким-то образом отразится на внешнеполитическом курсе страны. Туркмения прикована к России трубопроводами. И как минимум в течение ближайших двух-трех лет, даже при самом благоприятном развитии событий для реализации различных альтернатив российским трубопроводным системам, иного пути, кроме как поставлять газ на север, у Туркмении не появится», – отметил российский эксперт. Даже несмотря на то, что американцы пытаются склонить Ашхабад диверсифицировать энергетические потоки.