Предполагавшаяся на Мюнхенской конференции встреча президента Украины Виктора Ющенко с президентом России Владимиром Путиным не состоялась. А она, как считали в Киев, могла бы внести некоторую ясность в вопросы сотрудничества двух стран в энергетической сфере.
Накануне визита Ющенко в Германию на Украине разгорелся скандал вокруг подписания проекта Декларации о стратегическом партнерстве в топливно-энергетической сфере. Этот документ якобы был ответом на упомянутые Путиным «революционные предложения» украинской стороны по сотрудничеству в энергетике. Предполагалось, что 10 февраля президент РФ прибудет в Киев для официального подписания документа в случае подтверждения президентом Ющенко своей готовности к этому шагу. Однако глава российского государства на Украину не приехал, и встреча президентов перенесена почти на три месяца. Виктор Ющенко посетит Москву лишь в конце весны, в то время как вояж украинского президента в Тбилиси намечен на 1–2 марта. Ющенко дал четко понять, что украинской газотранспортной системе (ГТС) следует уменьшить зависимость от России. Он подчеркнул, что основой успеха в разработке энергетических проектов может быть лишь выработка общей стратегии между производителем, потребителем и транзитером газа. Никто из них не должен доминировать на энергорынке Европы, диктуя свои условия, считает украинский президент. «Мы все глубже понимаем свою взаимосвязь, потому что сотрудничество на энергетическом рынке – это система коллективной ответственности», – подчеркнул Ющенко. По его мнению, менять статус украинской ГТС экономически неоправданно, неэффективно и опасно. Кстати, в 2007 году ЕС запланировал выделить Украине 65 млн. евро для технической помощи в области энергетике. Всего Евросоюз предоставит Украине в рамках реализации в 2007–2009 гг. меморандума между Украиной и ЕС о взаимопонимании в сфере энергетики 210 млн. евро.
После заявления украинского президента стало понятно, что переговоры по энергетическому сотрудничеству между Украиной и Россией в очередной раз зашли в тупик. Нестабильная внутриполитическая ситуация на Украине вновь продемонстрировала, что России, как и другим государствам, сложно вести переговоры в условиях, когда позиции президента и премьера кардинально расходятся. С одной стороны, переговоры о совместном использовании ГТС ведет правительство, декларируя совершенно отличные от президента подходы, а с другой – только президент имеет право подписывать межгосударственные договоры.
Причин для переноса очередного заседания комиссии «Ющенко–Путин», кроме сложных вопросов в топливно-энергетической сфере, более чем достаточно. Российская сторона не обошла вниманием тот факт, что на фоне резко обострившихся отношений с США из-за планов по размещению в Европе систем ПРО, президент Ющенко в очередной раз подтвердил стремления Украины в ЕС и НАТО. «Мы понимаем, что решение Украины интегрироваться в европейский оборонный блок требует договоренностей в вопросах отношений Украины и России. Мы готовы это сделать. Это – не угроза России, это – суверенное отношение Украины к видению и строительству своей системы безопасности», – попытался сгладить ситуацию Ющенко. Но безуспешно. Впрочем, с этим тоже далеко не все однозначно – уже в ближайшее время антикризисная коалиция рассмотрит законопроект об основах внешней политики, который может кардинально изменить внешнеполитический вектор Украины.
Другие серьезные российско-украинские противоречия связаны с ужесточением визового режима из-за нового миграционного законодательства, с пребыванием Черноморского флота РФ в Крыму, да и скандал с запретом соратнику президента Ющенко Петру Порошенко въезжать на территорию России свидетельствует о том, что до потепления в отношениях между Киевом и Москвой далеко.
Киев