У НАТО на Украине есть как радикальные противники, так и ярые сторонники.
Фото Reuters
Группа из четырнадцати американских сенаторов внесла в Сенат США законопроект о необходимости вступления в НАТО Грузии и Украины и о финансовой поддержке этих стран для подготовки этого процесса. Документ составили председатель сенатского комитета по иностранным делам и кандидат в президенты США сенатор-демократ Джозеф Байден, сенаторы-республиканцы Ричард Лугар, Чак Хэйгел, Джон Маккейн и другие.
Ничего нового в том, что Сенат США будет обсуждать вопрос о приеме Украины и Грузии в НАТО, нет. Сомнений в том, что эта инициатива найдет поддержку, тоже нет. И Киев, и Тбилиси могут рассчитывать на поддержку Вашингтона для продолжения евроатлантического курса.
«Основы внешней политики формирует Верховная Рада, руководит ею президент, а воплощает в жизнь – Кабинет министров. Любой законопроект, кардинально отражающийся на внешней политики, будет ветирован президентом. Найти же 300 голосов для преодоления вето по этому вопросу будет сложно», – заявил «НГ» депутат от Партии регионов Тарас Чорновил. Зато союзники Партии регионов – коммунисты в своем заявлении действия сенаторов назвали «грубым вмешательством во внутренние дела Украины».
Различный подход партнеров по законодательной власти к «инициативе четырнадцати» наглядно подтверждает, что в украинском обществе нет определенного отношения к НАТО, и не случайно здесь то и дело говорят о референдуме по этому вопросу. Есть другие проблемы. Например, связанные с российским военным присутствием – флот, согласно межгосударственному договору, будет базироваться в украинской акватории до 2017 года.
И закономерно, что в заявлении, сопровождающем внесение законопроекта, Лугар акцентировал внимание на Грузии и на внутренней проблеме НАТО – США предстоит склонить к согласию партнеров, и в первую очередь Францию, выступающую против принятия в западные институты государств из бывшего соцлагеря.
Необходимость ускоренного приема Грузии в НАТО сенатор обосновал ее важной геополитической ролью в вопросе транзита энергоносителей из Азербайджана, а в скором времени и из Казахстана. Другим «ускорителем», по его мнению, является давление на Грузию со стороны отколовшихся республик – Абхазии и Южной Осетии, поддерживаемых Москвой. «В прошлом приграничные споры назывались в качестве причин, из-за которых страну могут не пригласить в НАТО, но в данном случае действия России, а не Грузии мешают стремлению Тбилиси вступить в НАТО», – заявил Лугар. Этим пируэтом лоббист грузинских интересов за океаном попытался обойти один из главных барьеров на тбилисском пути в Североатлантический альянс – проблему территориальной целостности. Но как она будет решаться практически – пока непонятно. Заявления некоторых грузинских оппозиционеров о том, что власти Грузии втянут страну в НАТО ценой отказа от Абхазии и Южной Осетии, в самом Тбилиси считают несерьезными. При этом власти своего мнения не высказывают, обходясь общими замечаниями.
Комментируя «инициативу четырнадцати», председатель парламентского комитета по внешним связям Котэ Габашвили заявил «НГ», что в Грузии нет серьезных сил, которые могут как-то повлиять на курс страны. «Москву не должен настораживать наш курс. Тем более что мы твердо гарантируем, что у нас не будет иностранных военных баз», – сказал он «НГ».
Любопытно, что несколькими днями раньше итальянский журнал «Панорама» опубликовал интервью с министром иностранных дел Гелой Бежуашвили, в котором он не исключил возможности появления американских баз в Грузии. Но уже на следующий день после публикации внешнеполитическое ведомство выступило с опровержением и обвинило «Панораму» в «искажении слов министра».