Казахстанский парламент завершает работу над поправками, внесенными правительством в Уголовный кодекс. По официальной версии, изменения направлены на усиление ответственности за клевету. Но правозащитники опасаются, что эти новшества приведут к тому, что отечественные СМИ попросту не смогут писать о публичных политиках.
Изменений в Уголовный кодекс предлагается немного – всего три поправки. В частности, предлагается усилить уголовную ответственность, вплоть до трех лет лишения свободы, за клевету в период проведения общественно-политических мероприятий, поскольку, как поясняют в правительстве, «в это время степень негативных правовых последствий возрастает».
Также предлагается поправка, устанавливающая уголовную ответственность за «нанесение оскорбления с использованием листовок, плакатов, рисунков или других изображений и аудио- и видеопроизведений, предназначенных для неограниченного круга лиц и содержащих унижающую честь и достоинство верующих информацию». Вводится также уголовная ответственность «за насилие либо совершение насилия в отношении представителя либо лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка».
В МВД объясняют, что эти поправки Казахстану крайне необходимы. Первая – для предотвращения политического черного пиара во время выборных кампаний, вторая – для страховки от возможных конфликтов по примеру «карикатурного скандала». Третья норма для защиты полицейских и так называемых народных дружин, которые, оказывается, есть у казахстанской полиции. Правда, их никто не видел.
Естественно, данные поправки не вызывают энтузиазма у казахстанской прессы и правозащитников. Не согласны с законопроектом и некоторые политические партии. «Я не понаслышке знаю, что такое клевета. Из клеветы, которая звучала в мой адрес, можно издать несколько томов. Но это не означает, что я сейчас должен выступать вообще за сужение смысла публичной политики, публичных кампаний», – считает депутат парламента, лидер партии «Ак жол» («Светлый путь») Алихан Байменов.
Однако так настроено отнюдь не большинство казахстанских парламентариев. Напротив, значительная их часть (парламентское большинство представлено партией «Нур-Отан», лидером которой является президент Нурсултан Назарбаев) убеждена, что кандидаты в предвыборный период должны иметь преимущество перед остальными гражданами страны.
Вместе с тем нельзя не вспомнить, что казахстанское законодательство о СМИ и без новшеств не отличалось либерализмом. Журналисты, работающие в Казахстане, уже имеют немало ограничений в своей работе. И сейчас высказываются вполне обоснованные опасения, что данные поправки будут иметь избирательное действие. Тем более что в стране уже создан прецедент – несколько лет назад решением суда оппозиционное издание «Республика» было признано виновным в оскорблении чести и достоинства старшего зятя президента страны Рахата Алиева из-за того, что┘ опубликовала депутатский запрос, содержавший критику в адрес «сановного родственника». Это издание было закрыто.
Астана