Юлия Тимошенко пошла на Голгофу.
Фото Reuters
Юлия Тимошенко, в одночасье лишившая Виктора Ющенко остатка былых президентских полномочий, в Иерусалиме получила прощение за этот и иные, нелогичные, с точки зрения многих украинских избирателей, поступки. А в это время украинский президент готовит пакет аргументов для Конституционного суда, чтобы оспорить принятый в пятницу Верховной Радой с помощью его бывшей соратницы закон о Кабинете министров, по которому фигурой номер один в государстве де-факто становится премьер-министр, прерогатива формировать внешнюю политику переходит к парламенту, за президентом же остаются чисто декоративные функции по типу тех, которыми располагает королева Великобритании.
«Я бы сразу не давал ответа, какими способами будет преодолеваться дисбаланс, который привнесен в украинскую систему власти. Скорее всего и наиболее эффективно это было бы рассмотрение в Конституционном суде по представлению президента положений закона о Кабинете министров, которые не соответствуют Конституции», – заявил в воскресенье в Мукачево президент Украины. Ющенко подчеркнул, что преодоление парламентом вето президента на закон о Кабинете министров «не является конструктивным», тем более что оно было принято «с позиции премьер-министра».
Между тем в самой парламентской коалиции не собираются давать задний ход принятым решениям, даже если это будет инициировано судом. Такая возможность, по мнению украинских депутатов, существует, так как большинство судей по-прежнему преданы президенту и практически уже не существующей оранжевой команде. Василий Хара, заместитель председателя фракции Партии регионов в Верховной Раде так прокомментировал ситуацию «НГ»: «В соответствии с Конституцией для правительства должно быть определено правовое поле, в котором оно может работать. Принятый на днях закон о Кабинете министров это поле четко очерчивает. Причем закон полностью вписывается в Конституцию. За последние 4–5 лет Верховной Радой было принято 4 закона о Кабинете министров, но на каждый президент (Кучма, а затем Ющенко) накладывал вето. С последним законом произошло то же, но теперь парламент вето преодолел и принятый закон не имеет обратной силы. Правда, Тимошенко не просто поддержала коалицию – состоялся торг, в результате которого в обмен на голосование закона о Кабинете министров мы обещали поддержать подготовленный ею проект об оппозиции. И второе – мы согласились на императивный мандат в местных органах власти. Последнее позволит Тимошенко менять в органах местного самоуправления тех своих партийцев, которые не оправдали доверия, – раньше это сделать было нельзя. Что касается Ющенко, то он готовит апелляцию в Конституционный суд. Но хотя в числе судей Конституционного суда много назначенных по президентской квоте, маловероятно, что они пойдут против Основного закона».
Между тем, как заявил «НГ» директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко, совместное голосование БЮТ и коалиции – сильнейший удар по рейтингу Тимошенко. «Она должна будет как-то объяснить своему избирателю союз с политическим врагом», – отметил эксперт. Однако, по его мнению, последние события можно рассматривать и как попытку Тимошенко раздуть конфликт между президентом, премьером и спикером. На фоне недавних заверений Ющенко–Януковича–Мороза о поисеа консенсуса между всеми ветвями власти шаг Тимошенко всех шокировал».
Вместе с тем, депутат от БЮТ Дмитрий Выдрин в беседе с корреспондентом «НГ» отметил, что «с совместным голосованием БЮТ и антикризисной коалиции в парламенте завершилась эпоха «кидалово». «Политики поняли, что выгоднее вести долгосрочное планирование, а не пользоваться сиюминутными выгодами. Депутаты продемонстрировали системный подход, невзирая на то, находятся они у власти или в оппозиции. Ведь завтра они могут поменяться ролями», – отметил депутат.
Москва-Киев