Главный кандидат в президенты Туркмении, выборы которого состоятся 11 февраля, в начавшейся предвыборной кампании определился сразу – временно исполняющий обязанности президента Гурбангулы Бердымухаммедов. Прекрасно осознавая это, он сделал широкий жест, отказавшись от положенного эфирного времени в пользу пятерых своих соперников, не отягощенных харизмой лидера государства и отобранных после смерти Туркменбаши на внеочередном съезде Халк Маслахаты (Народный совет Туркмении) для создания демократического фона президентских выборов.
Тем не менее кандидаты в президенты в столичном дворце «Мекан» прилежно провели первые встречи с избирателями, где изложили свои программы. Все они объявили о безусловной приверженности курсу «Великого сердара» – покойного президента Сапармурата Ниязова. И при этом каждый предложил некоторые нюансы.
Так, о развитии фундаментальной науки и сохранении государственной поддержки паломников, ежегодно отправляющихся в Мекку, объявил в своей программе глава администрации Карабекаульского района Мухамметназар Гурбанов.
Заместитель министра нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Ишангулы Нурыев пообещал избирателям рост благосостояния за счет обеспечения энергетической безопасности, увеличения добычи углеводородных ресурсов и вывода энергоносителей на мировые рынки.
Мэр города Туркменбаши Ашырнияз Поманов приоритетным направлением своей программы обозначил подъем аграрно-промышленного комплекса страны, а также поддержку молодежных и спортивных программ.
Мэр другого промышленного города Абадана Оразмырат Гараджаев наряду с проведением реформ в сфере культуры и образования заверил электорат в желании развивать агропромышленный комплекс и благоустраивать города и другие населенные пункты Туркмении.
Однако обещаемые населению блага большого впечатления на него не произвели. Только программа Гурбангулы Бердымухаммедова вызвала в туркменском обществе резонанс. Свою предвыборную кампанию он построил на обещаниях провести демократические и честные выборы, качественные реформы и на громком заявлении о желании «быть президентом демократической страны». При этом самой главной реформой, в которой особенно нуждается страна, он назвал экономическую.
Доктор наук Норвежского института внешней политики Шохрат Кадыров заявил «НГ»: «В данном случае речь идет о продолжении реформ в сельском хозяйстве, которую планировал Туркменбаши. Как известно, за последние годы в Туркмении практически уничтожены хлопковая и зерновая отрасли сельского хозяйства, а газ продан на 25 лет вперед. Для проведения реформы необходимо амнистировать капитал, а потом передать сельское хозяйство в частную собственность. Только после этого шага можно говорить о начале развития страны». Другие его обещания вроде свободного доступа в интернет, увеличения пенсий, зарплат и стипендий, сохранения многих льгот, восстановления срока учебы в школах и университетах и даже объявленное намерение отправлять лучших студентов на учебу в иностранные университеты США, Китая, стран Запада, по мнению норвежского ученого, второстепенны. Что же касается заявления об открытии железнодорожного маршрута Ашхабад–Саратов, то Шохрат Кадыров считает его скорее декларативным, чем реальным, так как это может произойти только после прокладки новой железнодорожной ветки Ашхабад–Ташауз, строительство которой начато пару лет назад. А пока строительство не завершено, надо будет договориться о транзите с руководством Узбекистана, очень ревностно относящимся к проездам по своей территории.
Тем не менее ряд аналитиков в предвыборной программе Гурбангулы Бердымухаммедова видят попытку послабления авторитарного режима и курс на более тесное сотрудничество с Россией. И подобные выводы не совсем безосновательны, если взять во внимание, что покойный Тукменбаши за годы своего правления привел страну практически к полной изоляции от внешнего мира – в последние годы в стране были запрещены распространение зарубежных газет, трансляция российских кабельных телеканалов, а банальный междугородний телефонный разговор мог привлечь внимание спецслужб. В частности, немецкий эксперт по Центральной Азии Михаэль Лаубш в интервью радиостанции «Немецкая волна», назвав предстоящие выборы театральным представлением, отметил при этом, что высказывания Бердымухаммедова можно считать свидетельством того, что «новая власть в большей степени, чем ниязовская, хочет удовлетворить Запад».
Очевидно, примерно такого же взгляда придерживаются международные правозащитные организации, которые в четверг в Вене приняли совместное заявление, в котором призвали туркменские власти реформировать страну в соответствии с международным правом и требованиями современного мироустройства.
Шохрат Кадыров также полагает, что выборы президента Туркмении будут больше походить на спектакль, чем являться реальным политическим действом. Однако после них Туркмения может перейти от политического управления к олигархическому. «Впервые между кандидатами ведется борьба. В условиях Туркмении – подковерная, но достаточно напряженная. И то, как будут развиваться события после выборов, определит дальнейшую судьбу страны. Речь идет об очередном съезде Халк Маслахаты, на котором будет избран его председатель. И тот, кто возглавит этот народный орган, по существу, и будет править страной», – заявил Кадыров «НГ».