На неделю Туркмения погрузится в глубокий траур.
Фото Reuters
Вчера закончилась 20-летняя эпоха президента Туркмении Сапармурата Ниязова. Как сообщило государственное телевидение Туркмении, Ниязов скончался в ночь на четверг от внезапной остановки сердца. Церемония прощания пройдет 24 декабря во дворце Туркменбаши в Ашхабаде, после чего похоронный кортеж направится в родовое село Кипчак, где в семейном мавзолее, воздвигнутом у стен Мечети духовности, Сапармурат Ниязов будет захоронен.
В Туркмении создана специальная комиссия по организации похорон. Ее возглавил вице-премьер, министр здравоохранения и медицинской промышленности Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов. Он распорядился объявить в республике траур, а с площадей городов убрать новогодние елки. В стране приспущены флаги, перестали выходить республиканские газеты. В то же время на предприятиях проходят собрания, на которых работникам рекомендуют спокойно продолжать работу. Между тем Туркмения закрыла границу с Узбекистаном. Об этом заявил представитель Государственного таможенного комитета Узбекистана. По его словам, таможенные посты с узбекской стороны работают в обычном режиме, однако с туркменской стороны проход через границу закрыт.
На церемонию прощания с «отцом всех туркмен» приглашаются главы многих государств. Как отметил источник «НГ» в Кремле, президент Владимир Путин отправит личное соболезнование туркменскому народу, а представлять Россию на церемонии прощания с президентом Туркмении скорее всего будет глава Совета Федерации Сергей Миронов.
В соответствии с Конституцией Туркмении полномочия президента должны перейти к спикеру Меджлиса (парламента), который обязан исполнять обязанности главы государства до президентских выборов, которые уже назначены на март 2007 г. Однако вчера на экстренном заседании Совета безопасности было принято решение, что исполнять обязанности главы Туркмении будет вице-премьер, министр здравоохранения Гурбангулы Бердымухаммедов. Об этом человеке известно мало. Чиновник высокого ранга Бердымухаммедов, подобно многим коллегам, тщательно скрывает свою биографию. Эта завеса тайны, а также особая приближенность функционера к Ниязову породили слухи о том, что Бердымухаммедов – внебрачный сын Туркменбаши. Ниязов не скрывал особого к нему отношения и поддерживал его в карьерном росте. Кстати, на последнем саммите СНГ именно он представлял Туркмению вместо неприехавшего Ниязова. А в отношении спикера Меджлиса Овезгельды Атаева уже возбуждено уголовное дело.
Единственный вопрос, который сегодня волнует туркменское общество, кто возглавит страну. Смена лидера может сказаться на социально-экономической ситуации в самой Туркмении, а также повлечь за собой серьезные геополитические изменения.
Произошло то, чего больше всего опасались эксперты: Туркменбаши умер внезапно. Хотя в Ашхабаде слухи о его смерти муссировались уже в течение трех дней. Тем не менее для большинства это стало неожиданностью. Ниязов последние два года безуспешно пытался создать некий механизм передачи власти. Сейчас в Ашхабаде началась внутриэлитная борьба. Высока вероятность того, что в отсутствие легитимных механизмов передачи власти захватить ее попытаются представители силовых структур. Претендентов на власть много, в их числе представители силового блока республики. Реальным кандидатом называют начальника службы охраны президента Акмурада Реджепова, который с 1985 г. был рядом с Туркменбаши. Велика вероятность передачи власти Гурбангулы Бердымухаммедову, который ныне исполняет обязанности президента. Однако по Конституции лицо, исполняющее обязанности лидера Туркмении, не может занять высший государственный пост. Помимо силового блока начинает активизироваться туркменская элита, но вряд ли она сможет выдвинуть компромиссную фигуру. Своего сына Мурада Туркменбаши никогда преемником не рассматривал. Мурад всегда занимался бизнесом – сигаретным и алкогольным – и жил в Европе. Не осталась в стороне и туркменская оппозиция. Как заявил «НГ» экс-вице-премьер правительства, один из лидеров туркменской оппозиции Худайберды Оразов, «мы сейчас ведем переговоры и уже в ближайшие день-два намерены вернуться на родину для участия в выборах».
Именно через туркменскую оппозицию на ситуацию намерен повлиять Запад. Москва, в свою очередь, готова подключить ШОС и ОДКБ. Если власть в Туркмении попытаются захватить силовым методом – а этот вариант никто из региональных игроков не исключает, – то именно ШОС и ОДБК могут сыграть ключевую роль в стабилизации ситуации в стране и регионе в целом.
Существует еще и исламский фактор, но мало кто придает ему значение. Однако вполне вероятно, что именно в Туркмении к власти могут прийти радикальные силы, для которых исламская фразеология может стать удобным прикрытием. В этом случае традиционно изолированная от внешнего мира и внешнего влияния Туркмения со своим быстрорастущим и нищим 8-миллионным населением способна стать основным экспортером исламского радикализма в регионе.
Впрочем, уже 26 декабря на внеочередное заседание соберется Халк Маслахаты (Народный совет), на котором будет представлена кандидатура на пост президента.
Туркменский газ на мировом рынке
Туркмения является вторым после России производителем и экспортером газа на постсоветском пространстве. По официальным данным, запасы газа в стране достигают 22,5 трлн. кубометров, что ставит ее на пятое место по этому показателю в мире. Впрочем, Ашхабад не спешит обнародовать данные проведенного в 2004 году международного аудита газовых запасов, что позволяет подвергать сомнению достоверность официальной статистики запасов.
В 2006 году в стране планируется добыть около 70 млрд. кубометров газа, большая часть которого экспортируется.
В 2003 году был заключен контракт на поставки «Газпрому» туркменского газа в течение ближайших 25 лет. В сентябре глава «Газпрома» Алексей Миллер и президент Туркмении Сапармурат Ниязов согласовали условия поставки туркменского газа на ближайшие три года. Туркмения в 2007–2009 годах обязалась довести объемы поставок с нынешних 42–44 млрд. до 50 млрд. кубометров в год по цене 100 долл. за тысячу кубометров. В последующем цену поставок после 2009 года планировалось пересмотреть. Одновременно у Туркмении есть контракт на поставки газа в Иран. В этом году они должны были составить от 6 до 8 млрд. кубометров, а в 2007-м – около 14 млрд. Согласно заключенному в этом году договору, с 2009 года Туркмения обязалась также поставлять газ в Китай, по газопроводу, который еще только предстоит проложить. Ашхабад пообещал довести эти поставки до 30 млрд. кубометров в год.
По заверениям менеджеров «Газпрома», весь закупаемый Россией туркменский газ через швейцарского трейдера RosUkrEnergo (50% акций принадлежит Газпромбанку, остальные 40% и 10% – соответственно украинским предпринимателям Дмитрию Фирташу и Ивану Фурсину) продается на Украину. В случае перебоев с поставками из Туркмении «Газпром», собственная добыча которого в этом году составит 550 млрд. кубометров газа, может оказаться в непростой ситуации, так как Украина (через нее проходят экспортные маршруты поставок российского газа в Европу) может восполнить дефицит за счет транзитных поставок «Газпрома». В «Газпроме» вчера отказались прокомментировать «НГ» перспективы таких перебоев и действия концерна в этой ситуации.
Иностранный капитал в Туркмении
В Туркмении реализуется пять нефтяных проектов на основе СРП – с иностранными компаниями:═ англо-арабская «Dragon Oil», работающая на площади «Челекен» (за минувший год ею добыто свыше 940 тыс. тонн черного золота); британская «Burren Energy» добывает нефть на блоке «Небитдаг» (950 тыс. тонн нефти); консорциум «Хазар», где подрядчиком оператора ГК «Туркменнефть» выступает также иностранная компания «Mitro International».
На условиях СРП на морских месторождениях в туркменском секторе Каспийского моря завершили разведочные работы иностранные компании «Petronas» (Малайзия) и «Maersk Oil» (Дания). «ЛУКОЙЛ» работает совместно с «Dragon Oil» на Каспийском шельфе. К разведочным работам также приступила немецкая Wintershall. Кроме того, готовятся СРП с голландской Berlanga, российскими «Зарубежнефтью», «Роснефтью», «ЛУКОЙЛом» и «дочкой» «ИТЕРЫ» «Газхиминвестом».
Семья Сапармурата Ниязова
Сын Мурад родился в 1967 году. Юрист по образованию, работал следователем прокуратуры в Москве. С 1993 года пытался участвовать в различных бизнес-проектах. По неофициальным данным, принимал участие в строительстве валютного пятизвездочного отеля в центре Ашхабада, в продаже туркменского газа на Украину и в другие страны СНГ. Сейчас занимается бизнесом в алкогольной и табачной сферах. В политической или какой-либо публичной деятельности Мурад Ниязов замечен не был.
О жене Музе Алексеевне Соколовой и дочери Ирине известно очень мало. Обе они давно покинули Туркмению. Живут в Москве. Ирина окончила Московский университет по специальности кибернетика.
Вооруженные силы Туркмении
В сухопутных войсках проходят службу 17,5 тыс. человек. Они состоят из 4 мотострелковых дивизий, артиллерийской бригады и 2 бригад ПВО; на вооружении – 700 танков Т-72 и 1,5 тыс. БМП и БТР. ВВС насчитывают 4,3 тыс. человек, включая 4 авиаполка по 24 истребителя МиГ-29 и перехватчика МиГ-25, до 300 устаревших бомбардировщиков МиГ-23 и 100 штурмовиков Су-17 и Су-25. Военно-морской флот составляет около 2 тыс. человек. ВМФ подчинен командованию пограничных войск страны. Главная база флота располагается в порту Туркменбаши (бывший Красноводск). В местечке Келиф на Амударье располагается небольшая база речной флотилии. 95% рядового состава ВС представлено туркменами, 95% офицерского корпуса – выходцы из России. Расходы на оборону достигают, по официальным данным, почти 100 млн. долл. (3,4% ВВП).