Это, конечно, еще не договор наподобие обеспечивающего в соседней Грузии полный карт-бланш членам Североатлантического альянса, в первую очередь США, но серьезный документ, который, по пояснению пресс-службы МИД Армении, регламентирует общий порядок перемещения транзитных грузов по территориям стран-участниц. Подписанию меморандума предшествовала встреча Осканяна с генеральным секретарем НАТО Яапом де Хооп Схеффером, на которой стороны положительно оценили промежуточные итоги первого этапа реализации Плана индивидуального партнерства (IPAP) Армении с НАТО. Глава МИД Армении высоко оценил вклад консультативной группы альянса в разработку Стратегии национальной безопасности Армении. В свою очередь, Яап де Хооп Схеффер, отметив готовность НАТО к углублению сотрудничества с Ереваном, лестно отозвался об участии республики в миротворческой деятельности альянса. «Были также затронуты вопросы, связанные с открывшимся в ноябре в Ереване информационным центром НАТО, проблематика армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношений», – сообщили в пресс-службе МИДа.
Одновременно с брюссельской встречей в Ереване при спонсорстве НАТО прошла двухдневная международная конференция «Армения–НАТО: Новая повестка партнерства», в которой приняли участие представители армянской политической элиты и зарубежных дипломатических миссий. Заместитель министра иностранных дел Армении Арман Киракосян в своем выступлении отметил: «Сотрудничество с НАТО является одним из приоритетов внешней политики Армении и одной из основ сотрудничества Армении с Евросоюзом». По его мнению, альянс может благотворно повлиять на процесс урегулирования карабахского конфликта. «Мы не исключаем, что в результате сотрудничества стран Южного Кавказа с НАТО противостоящие стороны могут прийти к урегулированию конфликта значительно быстрее, чем раньше», – отметил он.
Два знаковых события вполне подтвердили наблюдение о том, что Ереван, не забывая о стратегических отношениях с Москвой, проводимую политику комплиментарности корректирует в направлении интенсификации практических связей с Западом в целом и с НАТО в частности. Тем более что такую необходимость диктует реальность – Армения не сможет оставаться в стороне от интеграционных процессов соседних Грузии и Азербайджана. Заместитель директора Центра кавказских исследований МГИМО Владимир Захаров считает, что в условиях вероятного военного союза Азербайджан–Грузия–Турция Армения может оказаться в абсолютной блокаде. «Россия не останется безразличной, в Армении это понимают, и не все поддерживают вступление в НАТО. В этой связи России необходимо быстро реагировать на все события. Нужно как можно больше помогать Армении реально, на деле», – заявил он журналистам.
Заместитель директора Кавказского института СМИ Сергей Минасян считает, что сотрудничество Армении с НАТО повышает потенциал вооруженных сил страны, способствуя достижению военно-политического баланса и соответственно предсказуемости Южного Кавказа. В частности, ныне действующий миротворческий батальон, который в дальнейшем в рамках IPAP должен быть доведен до параметров бригады, следует рассматривать как наиболее успешное проявление такого сотрудничества. «Не секрет, что миротворческая бригада рассматривается военно-политическим руководством Армении как ядро будущих вооруженных сил, соответствующих всем стандартам НАТО», – заявил эксперт в ходе конференции. По его мнению, полноценной интеграции в сфере безопасности с альянсом мешает фактор Нагорного Карабаха. «Ускоренная интеграция в НАТО может повлечь осложнение некоторых вопросов по Карабаху в силу неадекватной реакции на это нынешнего партнера – России», – полагает Минасян.
Ряд ереванских политологов не считают, что внешнеполитический вектор Армении в ближайшее время может претерпеть метаморфозу, и активизацию отношений как с НАТО в частности, так и с Западом в целом склонен объяснять приближающимися парламентскими и президентскими выборами. «Власти стремятся заручиться поддержкой и России, и Запада», – заявил «НГ» руководитель Центра национальных и стратегических исследований Степан Сафарян. По его словам, предпосылок для резких изменений политического курса нет, так как позиции России в Армении благодаря фактическому поглощению армянской экономики, напряженным отношениям Еревана с Баку и Анкарой, настроениям в обществе достаточно сильны.
Мнение политолога подтверждают результаты социологического опроса, проведенного в Ереване в дни проходившей конференции. Оказалось, что более 35% респондентов негативно относятся к НАТО. А в прошлом году этот показатель колебался между 26% и 27%. Впрочем, как считает один из организаторов конференции директор Института гражданского общества и регионального развития Агавни Караханян, эти данные, на первый взгляд свидетельствующие о росте недовольства сотрудничеством республики с альянсом, могут оказаться результатом недостаточной осведомленности людей.