Согласятся ли США с намерениями Грузии закупать с 2007 года природный газ у Ирана взамен дорожающего российского, станет известно на днях, когда грузинский премьер-министр Зураб Ногаидели проведет в Вашингтоне главные встречи – с госсекретарем США Кондолизой Райс, вице-президентом США Ричардом Чейни, помощником президента США по вопросам европейской безопасности Стефаном Хедли, влиятельными сенаторами во главе с республиканцем Ричардом Лугаром. Но и «разминка» у Ногаидели более чем серьезная, поскольку предстоят важные переговоры в ООН по вопросам территориальной целостности Грузии, с ВТО, с руководством Всемирного банка, представителями деловых кругов Америки.
При этом Тбилиси и Вашингтон разошлись во мнениях по вопросам сотрудничества Грузии с Ираном в газовой отрасли. Стоило в ходе одного из выступлений Михаилу Саакашвили со своей передвижной президентской трибуны заявить, что по 230 долл. за тысячу кубометров Грузия у России покупать газ не хочет и будет договариваться с Азербайджаном и Ираном, как посол США Джон Тефт на страницах грузинских газет высказался, что Америка – категорический противник долгосрочного сотрудничества Тбилиси с Тегераном. Слова дипломата грузинская сторона расценила как чуть ли не вмешательство во внутренние дела, однако даже попытки дезавуировать или как-то смягчить жесткое заявление не дождалась. Властям не осталось ничего другого, как упрямо повторять: единственный выход – в налаживании поставок иранского «голубого топлива». Когда Ногаидели уже отправился в США, об этом заявила и спикер парламента Нино Бурджанадзе: «Если понадобится, Грузия закупит иранский газ этой зимой, и США должны с пониманием отнестись к этому».
Грузинскому премьеру в Вашингтоне придется поговорить и на другую тему, по которой позиции Тбилиси и ее главного мирового патрона расходятся. Речь идет о вступлении России в ВТО, что одобрили США, но чему воспротивилась Грузия, ультимативно увязав этот вопрос с проблемой легализации неконтролируемых таможенно-пропускных пунктов (ТПП) «Гантиади-Адлер» и «Роки-Нижний Зарамаг», находящихся соответственно на абхазском и южноосетинском участках российско-грузинской границы. В распространенном совместном официальном заявлении министерств иностранных дел и экономического развития Грузии говорится, что это главное и принципиальное условие для России при ее вступлении в ВТО: «Только после выполнения требования по легализации ТПП Грузия поддержит вопрос о вступлении Российской Федерации в ВТО».
Политолог Паата Закареишвили опроверг слухи о том, что Ногаидели может попытаться увязать две проблемы друг с другом – США соглашаются на «газовые контакты» Тбилиси с Тегераном, а Тбилиси взамен отказывается от возражений по поводу членства России в ВТО. «Если вдруг произойдет такое, то как власти Грузии оправдаются перед своим народом, которому обещали навести порядок на границах?! До таких разменов дело все-таки не дойдет», – заявил «НГ» политолог Паата Закареишвили. По его мнению, Вашингтон закроет глаза на иранские поставки газа и не будет создавать опекаемому грузинскому правительству внутренних проблем. «Тем более что Джон Тефт говорил о недопустимости долгосрочных стратегических отношений с Тегераном, что уже можно расценить как согласие США на сотрудничество Грузии с Ираном нынешней зимой», – сказал Закареишвили «НГ».
Сам Зураб Ногаидели в эфире грузинской телекомпании «Мзе» («Солнце») сообщил, что в Вашингтоне ему предстоят политические консультации по основным вопросам политики Грузии, в частности о дальнейших взаимоотношениях с НАТО. Пока же премьер-министр находится на западе США – в Сиэтле и Сакраменто, он занят промоушном грузинского вина на американском рынке.