Для Армении наступает время серьезных размышлений.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На начавшемся в понедельник в Ереване двухдневном семинаре по проблемам кризисного управления в рамках Плана действий индивидуального партнерства (IPAP) Армения–НАТО эксперт альянса Эверт Сомер выразил удовлетворение уровнем сотрудничества в рамках программы «Партнерство во имя мира». «Армения является активным участником программы НАТО, поэтому специалисты из Голландии, США находятся в Армении и проводят встречу с армянскими специалистами для создания системы кризисного управления», – отметил представитель НАТО. В свою очередь, директор Спасательной службы Армении генерал-майор Эдуард Барсегян заявил, что Ереван намерен углубить сотрудничество с НАТО в области антикризисного управления: «Мы надеемся, что сотрудничество с альянсом в рамках IPAP позволит нам сделать конкретные шаги в последовательном развитии в Армении антикризисного управления».
Само по себе незначительное событие в Ереване приобретает иной оттенок, если вспомнить, что в принципе с таких «безобидных» мероприятий в свое время начиналось сотрудничество с Грузией, развившееся в без пяти минут членство этой страны в альянсе, с Азербайджаном, открыто о своих устремлениях в главную мировую военную структуру пока еще не заявляющем, но явно дрейфующем в этом направлении. С учетом этого еще недавно неуместный вопрос о надежности российского форпоста на Южном Кавказе – Армении – приобретает определенную актуальность и может трансформироваться в такой: насколько Ереван готов и хочет стать неким подобием Калининграда?
Руководитель Центра национальных и стратегических исследований Степан Сафарян полагает, что разговоры о возможной перемене внешнеполитического курса Еревана надуманны. «Для разворота в данный момент нет никаких предпосылок. Армяно-российские договоры в области экономики, угроза возобновления военных действий с Азербайджаном, напряженность в отношениях с Турцией обеспечивают России сильные позиции в Армении», – заявил политолог «НГ». Но при этом, по его словам, некоторые тревожные настроения в армянском обществе в отношении Москвы все-таки зарождаются. Этому способствовала серия убийств армян в российских городах, а также опасение перед тем, что Россия в приближающихся парламентских и президентских выборах поддержит нынешние власти Армении. «Впрочем, они уже сейчас пытаются наряду с Россией заручиться поддержкой и Запада, но говорить о каких-то радикальных переменах не имеет смысла», – сказал Сафарян «НГ».
В противовес ему директор Центра по глобализации и национальному сотрудничеству Степан Григорян считает, что разговоры об изменении внешнеполитического вектора Армении возникли не на пустом месте. Более того – метаморфоза предопределена. «Мы не хотим терять Россию, но сама она своими действиями отторгает Армению», – заявил Григорян «НГ».
Грядущая перемена в курсе базируется, по его мнению, на трех компонентах: партнерство Москвы исключительно с властями, что оборачивается сотрудничеством с коррумпированным чиновничеством; непрозрачность реализуемых в Армении российских программ, в результате которых почти все промышленные объекты оказались в собственности России и, что важно, за редким исключением, так и не заработали; отношение к армянам в самой России. «Добавляется и четвертый фактор – интенсификация сотрудничества России с Азербайджаном в военной сфере. Армения, как член ОДКБ, вправе рассчитывать на особенные отношения. И то, что уровень российско-азербайджанских связей в этом направлении становится сопоставимым с российско-армянскими, Ереван радовать не может», – сказал Степан Григорян «НГ». По его словам, соответствующие настроения зреют и у населения. Если, скажем, прочную привязанность к Москве общество до недавнего времени оправдывало нерешенностью карабахской проблемы, то сформировавшаяся в последние годы нейтральная позиция Москвы, а также усилившаяся поддержка Запада, в первую очередь США, настоявших на включении в последний вариант плана урегулирования пункта о проведении референдума в Карабахе и оказывающих прямую помощь Карабаху, формируют несколько иной взгляд армянского общества на положение дел.