Узбекистан обвинил США в политике двойных стандартов в правозащитной сфере, после того как на прошлой неделе оказался в вашингтонском списке с высоким уровнем нарушений прав человека, особенно в религиозных вопросах. В ежегодном докладе Госдеп назвал Узбекистан страной, за которой необходимо «пристальное наблюдение». В ответ Министерство иностранных дел Узбекистана распространило заявление, в котором обвинило США во вмешательстве во внутренние дела страны и в применении двойных стандартов.
В заявлении МИД Узбекистана говорится, что именно веротерпимость и толерантность всегда были и продолжают оставаться важнейшей составляющей государственной политики республики. «Во многом благодаря этому в Узбекистане в мире и согласии живут и свободно отправляют свое вероисповедание представители 18 религиозных конфессий, в том числе мусульманской, православной, иудейской, католической и других религий. За последние годы не отмечалось фактов возникновения межрелигиозного противостояния или конфликтных ситуаций между конфессиями», – подчеркивается в документе внешнеполитического ведомства.
Отповедь Ташкента нашла поддержку у ряда зарубежных дипломатов, аккредитованных в Узбекистане. В частности, посол Палестины Асад аль-Асад на страницах местной прессы выразил уверенность, что политика Узбекистана в вопросе религиозных свобод отражает все нормы в сфере свободы вероисповедания. «Администрация США не хочет смириться с тем, что руководство Узбекистана проводит независимую миролюбивую политику. Инициатива США преследует создание новых очагов напряженности, аналогично существующим в Афганистане и Ираке», – считает Асад аль-Асад. По его мнению, США и многие европейские страны намеренно пытаются провоцировать вражду между мусульманами и другими религиями.
Со специальным заявлением, в котором выразил сожаления действиями США в отношении Узбекистана, выступил посол Афганистана Мухаммад Фарук Бараки: «Я не наблюдал случаев религиозного притеснения населения в Узбекистане в ходе ежедневного и пятничного посещения мечетей».
Причины очередного «наезда» следует искать в июньском заявлении представителя Госдепа Шона Мак-Кормака о готовности Вашингтона пересмотреть политику в отношении Узбекистана, когда официальный Ташкент отказался обеспечить проведение независимого расследования андижанских событий с привлечением мирового сообщества. Тогда в ответ власти Узбекистана закрыли ханабадскую базу ВВС США, что только подлило масла в огонь. Не вызывает в Вашингтоне никаких симпатий и более чем пристальное «внимание» Ташкента к деятельности неправительственных организаций, в результате чего закрылось более 100 НПО, среди которых – 12 американских, а также такие известные, как Фонд Евразия и Фридом Хаус.