Российские железнодорожники придумали, как разблокировать Приднестровье и возобновить транспортное сообщение через этот регион, которое было нарушено в марте после введения Кишиневом санкций против Тирасполя. Тогда через приднестровскую территорию украинские пограничники перестали пропускать как товарные, так и пассажирские составы. Чтобы восстановить статус-кво, предложено создать Придунайский железнодорожный консорциум, в который бы вошли на паях Молдавская и Приднестровская, Российская и Украинская железные дороги. Такой проект подготовили российские и приднестровские эксперты, согласовав его предварительно с чиновниками украинского правительства. Для того чтобы он заработал, необходимо согласие Молдавии, а также одобрение миссии ОБСЕ в этой стране. Кстати, ОБСЕ предлагается осуществлять контроль над действием создаваемой структуры. Принципиальное согласие всех сторон, являющихся ко всему участниками урегулирования приднестровского конфликта, продиктовано тем, что железнодорожная проблема в Молдавии в последнее время из экономической превратилась в политическую.
Дело в том, что на восстановлении нормального транспортного сообщения с Приднестровьем настаивает Россия, причем этот момент становится одним из условий возобновления мирных переговоров между Кишиневом и Тирасполем. Лидер Приднестровья Игорь Смирнов предложил руководству Молдавии вначале подписать так называемый «транзитный протокол» и лишь затем сесть за стол переговоров. На днях, находясь в Москве, Смирнов еще раз обсудил дорожный вопрос в МИД РФ, а также российском правительстве. Об этом «НГ» рассказал представитель Приднестровья в Государственной Думе Григорий Маракуца. По информации «НГ», результатом московских встреч приднестровского лидера стало совместное предложение РЖД и железной дороги Приднестровья. Более того, как удалось выяснить «НГ», если это ноу-хау не получит поддержки в Кишиневе, то с 15 декабря 65-й поезд «Москва–Кишинев» прекратит курсировать, а вместо него будет пущен другой пассажирский, следующий из Москвы в Бендеры (приднестровский город, расположенный на административной границе с Молдавией). В этом случае Москва прекратит железнодорожное сообщение с Кишиневом, но при этом восстановит их с Тирасполем.
По мнению лидера Народно-республиканской партии Молдавии Николая Андроника, это ударит по молдавским гастарбайтерам, которые работают в РФ и обычно на Новый год отправляются домой. Андроник считает, что в сложившейся ситуации виновато руководство Молдавии, которое, закрыв для приднестровцев железнодорожное сообщение с миром, пытается повлиять на их политические пристрастия накануне президентских выборов в Приднестровье (10 декабря). Директор Молдавской железной дороги Мирон Гагауз объясняет позицию Кишинева тем, что, согласившись с «транзитным протоколом», молдаване признают суверенитет Приднестровской железной дороги, недавно заявившей об отделении от МЖД.
В пресс-службе РЖД «НГ» сообщили, что проект создания Придунайского железнодорожного консорциума действительно существует. Что же касается возможности отмены поезда (кстати, единственного) из Москвы в Кишинев, то этот вопрос пока открыт, заметили «НГ».