Несколько сотен автолюбителей вышли на несанкционированный митинг в Алма-Ате в субботу, протестуя против намерения властей ввести с 1 января 2007 года запрет на ввоз в страну праворульных машин.
Решение о запрете было принято еще неделю назад на заседании Совета безопасности. Дорожная полиция Казахстана смогла наконец-то убедить Нурсултана Назарбаева в том, что правый руль представляет наибольшую угрозу на дорогах. Президент с гаишниками согласился и дал поручение: с 1 января 2007 года запретить ввоз таких машин в Казахстан, а с 2009 года убрать их из эксплуатации вообще.
Итог заседания СБ вызвал ажиотаж среди населения страны. В течение недели в ряде городов проходили немногочисленные акции протеста, а в субботу состоялась первая массовая акция. Владельцы праворульных машин создают движение «Без правых и левых» и собирают подписи под обращением к Назарбаеву. Люди просят президента отменить принятое решение. И обещают: пока власти страны не отреагируют, акции протеста будут проходить ежедневно.
Причина народных волнений объясняется просто: машины с правым рулем намного дешевле остальных. Средняя цена на «слегка подержанные» японские праворульные авто составляет примерно 5 тыс. долл. На те же марки и модели, но уже с левым рулем цена поднимается как минимум на 3 тыс. При этом годовой доход среднего казахстанца составляет около 4–5 тыс. Поэтому продажи японских праворульных машин в Казахстане – еще и прибыльный бизнес. И от запрета пострадают как бизнесмены, работающие в автобизнесе, так и простые граждане, кому новый европейский или «стандартный» японский автомобиль не по карману.
Попытки ввести запрет на праворульные машины предпринимались неоднократно и ранее. Однако всякий раз из-за акций протеста они сводились к нулю. Но после того как в Казахстане в декабре прошлого года прошли президентские выборы, власть кардинально изменила свое отношение к народным выступлениям. Тогда эксперты прогнозировали многочисленные акции протеста и даже цветную революцию. Их прогнозы подтверждали и силовые структуры, заявляя, что им известно о подготовке специальных групп для организации массовых выступлений. Но эти прогнозы не оправдались, и власть уверена, что опасаться им нечего.
Впрочем, казахстанские автолюбители сдаваться не намерены. К ним примкнули и предприниматели, которые в случае введения запрета лишатся своего бизнеса. В воскресенье в Алма-Ате прошел автопробег праворульных машин, и, как говорят его организаторы, акции протеста будут продолжаться.
Астана