Ислам Каримов озабочен санкциями против Узбекистана.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В понедельник министры иностранных дел стран – членов ЕС приняли решение продлить действие санкций против Узбекистана, которые предусматривали запрет на въезд в страны Шенгена высокопоставленных узбекских чиновников, в также вето на поставки Ташкенту оружия. Ровно через год после их принятия ЕС констатировал, что требование международного прозрачного расследования андижанских событий осталось без ответа. Накануне глава МИД Узбекистана Владимир Норов, выступая на совете партнерства и сотрудничества в Брюсселе, заявил, что главное событие встречи – возобновление диалога, и подтвердил, что его страна заинтересована в сотрудничестве в ЕС на всех уровнях, но на «принципах равенства, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела». Касаясь андижанского расследования, он подчеркнул, что Узбекистан – независимое государство и оно располагает всеми необходимыми средствами для проведения внутреннего расследования. Международное расследование предпринимается в случае коллапса государства, по его собственной просьбе или в случае угрозы безопасности мировому сообществу. Он еще раз заявил, что события в Андижане были террористическим актом, расследование которого заняло 2800 томов досье и потребовало более 3200 судебных экспертиз, в его ходе были допрошены 11 тыс. свидетелей и потерпевших. Далее Владимир Норов заметил журналистам, что не уверен, «кому санкции навредили больше» – ЕС или Узбекистану. В качестве аргумента он привел данные по успешному развитию отношений Узбекистана со странами азиатского региона, СНГ и содружеством арабских стран. В заключение представитель Узбекистана заявил, что Ташкент готов предоставить результаты следствия европейским экспертам.
Открыто заявил о расхождениях в информации Совета Евросоюза и узбекской стороны Перти Торстила – госсекретарь министерства иностранных дел Финляндии, председательствующей в ЕС. Он заметил, что «санкции – это тяжелый арсенал средств ЕС», они применяются в крайнем случае и не могут быть отменены с легкостью.
Источник из немецкой делегации в Совете ЕС опроверг распространившуюся информацию о том, что Германия будет настаивать на снятии санкций. «Заявления, появившиеся в прессе, ошибочны, – сказал он «НГ». – Наша позиция более гибкая – мы предлагаем сохранить санкции на поставки вооружений и визовые ограничения, но открыть политический диалог. Узбекская сторона согласилась провести в Ташкенте встречу экспертов для обмена информацией по андижанским событиям, а также открыть рабочую группу по правам человека. Если до конца года результаты не будут удовлетворительными, мы всегда можем вернуться к варианту ужесточения санкций».
Еврокомиссия считает, что «необходимо оставить политический канал открытым», – сказала пресс-секретарь по внешней политике Эмма Адвин. Она подтвердила, что Еврокомиссия ожидает продвижения андижанского расследования, так как узбекская сторона согласилась на встречу экспертов в Ташкенте и на создание рабочей группы по правам человека. «Несмотря на это, ЕС остается чрезвычайно обеспокоенным ситуацией с правами человека в этой стране», – продолжила она.
Евродепутат Мариос Матстакис, глава инициативной группы парламента за ужесточение санкций, не удовлетворен положением дел: «Похоже, что нас в Узбекистане не слышат, – сказал он «НГ» после заявления, сделанного в Еврокомиссии Владимиром Норовым. – Поэтому мы будем продолжать настаивать на ужесточении санкций. Встреча экспертов – это не то, что требует международное сообщество. В распоряжении СЕ находится материал, который прямо противоречит узбекской официальной версии. Поэтому мы будем добиваться расследования». Мариос Матстакис считает, что необходимо принять те же меры, что и против белорусских властей, то есть в первую очередь заморозить банковские счета и отказать в выдаче виз узбекским руководителям».
Джеймс Апасурай, пресс-секретарь НАТО заметил «НГ»: «Генеральный секретарь Яап де Хооп Схеффер выразил сожаление, что расследование, которого требует международное сообщество, не состоялось. Мы сожалеем, что узбекское правительство не идет на контакт».
Напомним, что Узбекистан – вторая после Белоруссии страна в СНГ, против которой Евросоюз задействовал санкции. В обоих случаях предпринятые меры являются предупредительными – они носят больше дипломатический, чем экономический характер, и продиктованы нарушениями прав и свобод человека в этих странах. В марте нынешнего года Еврокомиссия объявила о запрете на въезд в ЕС Александра Лукашенко и 30 высокопоставленных белорусских чиновников, а также о замораживании в европейских банках их личных счетов. Это было сделано после разгона демонстрации оппозиции и ареста ее лидеров в Минске.
Брюссель