Кадровая карусель в правительстве, устроенная в конце минувшей недели президентом Грузии Михаилом Саакашвили, уже несколько дней остается в центре внимания грузинской общественности, отодвинув на второй план даже воскресные выборы президента Южной Осетии. Главное в перестановках в исполнительной власти, конечно же, перевод ярого сторонника силового решения территориальных проблем, министра обороны Ираклия Окруашвили в менее опасное для государства и населения кресло министра экономического развития.
Руководитель Центра развития и сотрудничества Паата Закареишвили заявил «НГ», что переводом Ираклия Окруашвили на должность министра экономики Михаил Саакашвили пытается достичь нескольких целей: «Окруашвили на посту министра обороны, безусловно, раздражал и Запад, и Россию. Представители НАТО не раз указывали на недопустимость нахождения на посту руководителя оборонного ведомства человека, регулярно делающего агрессивные заявления, а Москва в своих оценках грузинского министра обороны шла еще дальше. Таким образом, убрав Окруашвили, президент угодил международному сообществу». Одновременно Саакашвили сделал и тактический ход. По мнению Закареишвили, отстранение главного «ястреба» грузинского правительства от должности можно расценить как своеобразный месседж неподконтрольным автономиям, в частности проводившей в воскресенье выборы президента и референдум о независимости Южной Осетии, которая иначе как откровенную угрозу своей безопасности его фигуру не воспринимала. «В действиях Саакашвили можно также разглядеть желание ослабить могущественного министра, чей рейтинг в последнее время был вполне сопоставим с президентским. Но перевод его в министры экономики – полумера, потому что руководить оборонным ведомством будет Давид Кезерашвили, возглавлявший финансовую полицию. А Кезерашвили – до мозга костей человек Окруашвили. Можно даже сказать, что Окруашвили останется министром обороны, пока официально им будет Кезерашвили», – заявил политолог «НГ».
В то же время затеянные президентом перестановки в правительстве застали врасплох даже ведущих депутатов правящего «Национального движения», всю пятницу на парламентской сессии доказывавших оппозиции и общественности бесполезность пребывания Грузии в СНГ и одновременно вредоносность безотлагательного выхода страны из Содружества – поначалу они даже отказывались верить в отставку Окруашвили. Окончательно все прояснилось вечером, когда на специальном брифинге «утекшую» информацию подтвердил сам Саакашвили. Президент призвал отказаться от версии, связывающей перевод Окруашвили в экономисты с его нашумевшим заявлением о встрече нового года в Цхинвали либо добровольной отставке с министерского поста. «Это примитивизм, не заслуживающий обсуждения», – отрезал Саакашвили. Главной же причиной нового назначения Окруашвили президент назвал то, что именно экономика страны испытывает сейчас максимальные сложности, вызванные российским торговым эмбарго и предстоящим повышением стоимости газа. Однако непонятно, как удастся не отличающемуся дипломатическими талантами и коммуникабельностью Окруашвили наладить отношения с Россией. Одно его изречение о продаже на российских рынках фекальных масс вместо грузинского вина забудется не скоро. Туманными видятся и перспективы сотрудничества нового министра с госминистром по экономическому развитию и структурным реформам Кахой Бендукидзе. Наблюдатели предрекают скорый конфликт между чиновниками, курирующими фактически одну и ту же сферу, и вспоминают недавнюю отставку другого госминистра – по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндраву, вступившего в конфронтацию с Окруашвили.
Сам Ираклий Окруашвили перевод на новую должность никак не прокомментировал, заметив лишь, что душой и сердцем остается с грузинской армией.
Тбилиси