Россия, до сих пор остававшаяся только наблюдателем киргизских событий, может оказаться их непосредственным участником. Вчера посол Киргизии в РФ Алас Джумагулов заявил, что в случае усугубления кризиса в его стране киргизские власти обратятся за помощью к России и ОДКБ. «Если нужна будет материальная помощь, то мы, конечно, обратимся к России и по линии ОДКБ, и по линии прямых контактов и связей», – сказал он в среду на пресс-конференции в Москве. Хотя, заметил киргизский дипломат, пока такой необходимости нет, «думаю, что киргизское правительство справится самостоятельно». Между тем эксперты полагают, что у посла Киргизии было основание говорить о возможной военной помощи со стороны Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Таким основанием можно считать телефонный разговор во вторник вечером Курманбека Бакиева с Владимиром Путиным, во время которого президент Киргизии вполне мог озвучить просьбу, впоследствии заявленную киргизским послом как некую перспективу.
Нужны весомые аргументы
Источник в ОДКБ объяснил «НГ», что эта организация, в состав которой входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, не имеет права вмешиваться во внутренние дела членов-участников. В случае возникновения каких-либо внутренних беспорядков в том или ином государстве не могут применяться силовые меры для разрешения конфликта по инициативе одного из членов организации. В таких случаях может быть задействован только механизм внешнеполитических консультаций.
Однако если на территории кого-то из членов ОДКБ совершается террористическая акция боевиками (как это уже было несколько лет назад в Киргизии) или ее безопасности угрожают какие-то другие внешние силы, тогда государства – участники договора могут применять силу для защиты своего союзника. В случае внутреннего конфликта глава государства, на территории которого возникли беспорядки, может обратиться в Совет коллективной безопасности ОДКБ с просьбой об оказании военной помощи. Совет, ежегодно посменно возглавляемый президентами входящих в него стран (в настоящее время председателем совета является Александр Лукашенко), имеет право принять решение об оказании силовой поддержки.
Кстати, Курманбек Бакиев 25 мая прошлого года уже заявлял о своем согласии на размещение на территории республики сил ОДКБ и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в том числе Китая. Еще раньше он говорил, что на юге Киргизии в районе города Ош можно создать новую базу в рамках ОДКБ или ШОС. Тогда глава ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что «в размещении базы нет необходимости».
Что же касается материальной помощи, то для этого должна быть серьезно обоснованная просьба. Как пояснил ситуацию корреспонденту «НГ» председатель комитета по обороне Совета Федерации РФ Виктор Озеров, «обычно это оформляется постановлением правительства РФ, деньги берутся из резервного фонда. Если речь идет о займе, то средства могут взять в Центральном банке, тогда вообще ни правительство, ни Совет Федерации в этом участия не принимают». Совет Федерации, объяснил Озеров, подключается только тогда, когда требуются изменения в бюджете – либо речь идет о направлении в регион дополнительного контингента российских войск.
На заметку оппозиции
Заместитель председателя экономического комитета Государственной Думы Анатолий Аксаков подчеркнул: «Для того чтобы оказать соответствующую помощь, надо вносить поправки в бюджет текущего года. Конечно, финансовые возможности у России есть. Можно также оказать помощь в рамках бюджета СНГ, но опять-таки этот бюджет формируется заранее. Есть еще и резерв правительства, и резерв президента, и в рамках этого бюджета они могут принять решение». «Заявление о возможной помощи в рамках ОДКБ, о которой говорил Джамагулов, – заметил «НГ» заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, – можно расценить как некий предостерегающий жест киргизских властей в сторону оппозиции». Лидерам оппозиции ясно показывают, что может произойти, если с их стороны будут предприняты попытки свергнуть действующее руководство. То, что происходило в республике до сих пор, – митинги с требованиями об отставке президента и премьер-министра, – по мнению Макаркина, таковыми назвать нельзя. Но если сторонники оппозиции захватят какое-либо государственное учреждение, к примеру телевидение, то это уже можно будет квалифицировать как попытку свержения власти и тогда просьба о помощи может прозвучать официально. Однако, считает политолог, вряд ли Россия, «от которой фактически и зависят решения ОДКБ», пойдет на введение сил организации в Киргизию, особенно учитывая ситуацию, когда в оппозиции президенту страны находится большинство парламента. «Россия будет вести себя крайне осторожно», – заметил «НГ» Макаркин.
Пока же в Бишкеке надеются, что к критической черте ситуация не подойдет. Вчера президент и парламент договорились о единой позиции в отношении новой Конституции. Это касается порядка формирования парламента, правительства и судов. В тот же день парламентарии начали обсуждать новую редакцию Основного закона. А в это время в центре Бишкека продолжали митинговать как сторонники, так и противники Бакиева. В ряде городов на юге страны в среду прошли массовые митинги в поддержку президента. Как заметил Алас Джумагулов, пока у Курманбека Бакиева нет поводов для обращения как в Москву, так и в ОДКБ. Парламент ведет переговоры с президентом о компромиссных поправках в Конституцию. И если они закончатся миром, Киргизия получит новую Конституцию и новое государственное устройство. Какой после этого станет республика – парламентской или парламентско-президентской, зависит от депутатов от оппозиции и президента, а также от того, будут ли итогами этих переговоров удовлетворены северные и южные киргизские кланы, которые, как известно, влияют на политику, а значит, и судьбы революций, в этой центральноазиатской республике.