Вчера в Таджикистане выбирали президента. Накануне глава ЦИКа Мирзоали Болтуев заявил, что явка будет «традиционно высокой». Прогноз подтвердился: уже к полудню выборы официально были признаны состоявшимися – в голосовании приняло участие более 65% из почти 3,2 млн. избирателей. На пост главы государства претендовали пять кандидатов: действующий глава республики и лидер правящей Народно-демократической партии Эмомали Рахмонов, секретарь ЦК Коммунистической партии, депутат парламента Исмоил Талбаков, лидер Партии экономических реформ Олимджон Бобоев, руководитель Соцпартии Абдухалим Гаффаров и председатель Аграрной партии Амиркул Каракулов. Демократы, социал-демократы, а также Партия Исламского Возрождения Таджикистана участия в выборах не принимали.
Эмомали Рахмонов баллотируется в президенты в третий раз. В 2003 году таджикский парламент принял конституционные поправки, позволившие действующему президенту участвовать в выборах еще дважды начиная с 2006 года. «Я, как всегда, голосовал за национальное согласие, благополучие народа, процветание Таджикистана», – заявил глава государства, пообещав, что лет через пять в стране будет совсем другая ситуация «и уровень жизни резко изменится». Много слов в этот день было сказано и в адрес России. По заявлению Рахмонова, в двусторонних отношениях в течение 15 лет резких изменений не происходило». «Таджикистан был и остается стратегическим союзником и партнером великой России», – подчеркнул президент Таджикистана.
В республике никто не сомневается в том, кто возглавит государство на ближайшие семь лет. По мнению экспертов, единственным реальным претендентом на этот пост является Эмомали Рахмонов. Именно поэтому оппозиционные партии отказались выдвинуть своих кандидатов, после чего наблюдатели от ОБСЕ заявили об отсутствии на выборах конкурентной борьбы в отличие от представителей СНГ, назвавших кампанию «прогрессом демократизационного процесса». За ходом выборов следили более 700 международных и около 18 тыс. местных наблюдателей. Инаугурация нового президента состоится 18 ноября.
Между тем накануне голосования Москва предприняла шаги, которые наблюдатели расценивают как поддержку действующей таджикской власти. На аэродроме Айни (25 км западнее Душанбе) главком ВВС России Владимир Михайлов безвозмездно передал таджикской армии четыре вертолета – два ударных Ми-24 и два транспортно-боевых Ми-8. Так что военно-техническая помощь РФ Таджикистану составила в этом году 26 млн. долл. В 2007-м она возрастет до 30 млн. долл. Помимо военно-технического сотрудничества с Душанбе Москва расширяет свое военное присутствие в Таджикистане. Аэродром Айни, на котором во времена СССР размещался вертолеторемонтный завод и который сейчас модернизируется с помощью таджикских и индийских специалистов, в будущем станет военно-воздушной базой российской авиатехники. Это будет уже вторая после после Канта (Киргизия) российская авиабаза в Центральной Азии, где будут дислоцироваться шесть российских штурмовиков Су-25 и 12 вертолетов Ми-8 и Ми-24.
Накануне президентских выборов министр обороны Таджикистана генерал-полковник Шерали Хайруллоев прямо заявил, что «присутствие российских войск на нашей территории охладит «горячие головы» некоторых политиков в отношении внутреннего государственного устройства Таджикистана». Иными словами, нынешнее таджикское руководство допускает применение иностранной военной силы для сохранения у власти Эмомали Рахмонова.
Продолжение темы: Выборы в Таджикистане: настроения и ожидания