Визит Александра Лукашенко в Иран, который заканчивается сегодня, получил совершенно неожиданную интерпретацию в Белоруссии. Местные СМИ с подачи неизвестного официального источника, а также посла РФ в Минске рассматривают итоги переговоров президента Белоруссии с главой Ирана Махмудом Ахмадинежадом как подготовку к другому диалогу Лукашенко – с президентом РФ Владимиром Путиным. Визит Лукашенко в Тегеран планировался заранее (о нем было сообщено сразу после возвращения министра иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова из этой страны в конце октября), тем не менее эксперты в Минске склонны рассматривать его как элемент основательной подготовки белорусского лидера к предварительно намеченной на 9–10 ноября встрече с Владимиром Путиным в Москве. Белорусские эксперты утверждают, что в Иране, обсуждая вопросы возможных поставок нефти и других энергоносителей, Лукашенко стремился вооружиться дополнительными аргументами для переговоров с президентом РФ.
Основания полагать, что переговоры будут непростыми, дает анализ сказанного сторонами накануне. Москва и Минск несколько раз обменялись недружественными заявлениями. Белоруссия, в частности, пообещала увеличить стоимость транзита российских нефти, газа и автотранспорта, а также пересмотреть в сторону повышения ставки арендной платы для российских военных баз, если Россия осуществит свои намерения поднять «в разы» цены на газ, забрать доходы от нефтепереработки и прекратить поставки электроэнергии в страну-союзницу. Эту информацию со ссылкой на «источник в белорусских правительственных кругах» сегодня широко цитируют местные СМИ. Тот же источник утверждает, что «теоретически возможен пересмотр соглашения о признании российской собственности на магистральные нефтепродуктопроводы, поскольку Россия не выполняет межправительственное соглашение от 2002 года о равных ценах на газ». Поэтому заявления России о повышении цен на энергоносители в Минске склонны рассматривать как «открытый энергетический шантаж с целью аннексии Белоруссии». «В России считают, что предложенный Белоруссии режим энергоснабжения существенно замедлит темпы экономического роста в республике и создаст приманку для ее вхождения в состав Федерации», – цитируют в Минске слова таинственного источника.
Примечательно, что повод для столь резких высказываний дал посол России в Белоруссии Александр Суриков. В ходе пресс-конференции в Минске он заявил, что стоимость российского газа для Белоруссии в 2007 году возрастет минимум до 140 долл. за 1 тыс. куб. м (с нынешних 46,7); поставки нефти в Белоруссии могут быть ограничены потребностями внутреннего белорусского рынка (около 8 млн. тонн), если Минск откажется перечислять в российский бюджет 85% сборов экспортных пошлин на нефтепродукты после их унификации или весь объем экспортных пошлин на светлые нефтепродукты. Также посол сообщил, что в 2007 году Россия не сможет экспортировать в Белоруссию электроэнергию.
Белорусские эксперты обращают внимание и на тот факт, что Лукашенко готовит российское общественное мнение к восприятию претензий Минска к Москве. «Обратите внимание, не так давно Лукашенко озвучил их для приглашенных в Белоруссию российских журналистов, а потом, встречаясь в Минске с губернатором Ставрополья, сообщил, что разошлет подготовленные к встрече в Москве материалы всем российским губернаторам», – сказал в беседе с «НГ» белорусский политолог Валерий Карбалевич.
Аналитик управляющей компании «Тройка Диалог» Валерий Нестеров заметил «НГ», что, если прогнозы неизвестного источника сбудутся, в любом случае в распоряжении России останется гораздо больше рычагов воздействия, хотя бы в части поставок энергоносителей. «Сегодня оценивать в деньгах последствия возможного введения Белоруссией неких «адекватных» мер было бы преждевременно, – отмечает эксперт. – Конечно, тарифные ставки колеблются в очень широких диапазонах, поэтому Минск, пересмотрев их в сторону резкого повышения, может существенно снизить для себя эффект от повышения стоимости российского газа. Но ведь и Россия в ответ может пойти еще дальше┘ А вообще должен сказать, что такой путь, мягко говоря, не самый правильный для сотрудничества, тем более в отношениях между союзниками», – сказал эксперт.
Минск-Москва