Ход с переводом правительства Абхазии в изгнании в Кодорское ущелье, географически входящее в непризнанную республику, показался грузинским властям удачным, и они намерены повторить его с некоторыми нюансами в направлении другой отколовшейся автономии – Южной Осетии. Так, 12 ноября, когда здесь будут проводиться выборы де-факто президента республики и повторный референдум по вопросу независимости, одновременно пройдут и альтернативные президентские выборы. Следует отметить, что реально они могут быть организованы только в тех селах Южной Осетии, где преимущественно живут грузины. Эти населенные пункты, кстати, находятся под присмотром грузинских властей. Таких сел несколько, и все они расположены неподалеку от Цхинвали. Одно из них называется Эредви, и там на днях провел пресс-конференцию Владимир Санакоев, лидер Союза национального освобождения Южной Осетии. Он, кстати, претендует на пост альтернативного президента непризнанной республики. По словам Санакоева, уже сформирован альтернативный Центризбирком из 15 человек под руководством Урузмака Каркусова – брата бывшего министра внутренних дел Южной Осетии. По мнению Санакоева, руководство Грузии должно оказать всемерную поддержку идее альтернативных выборов, хотя бы потому, что нынешний де-факто президент Южной Осетии и главный кандидат Эдуард Кокойты не заинтересован, чтобы в выборах принимало участие грузинское население. «Мы пока не знаем о реакции цхинвальских властей, не знаем и то, дадут ли они возможность провести альтернативные выборы», – заявил Владимир Санакоев.
Реакция Цхинвали на альтернативные выборы, естественно, отрицательная. Некоторое время назад власти самопровозглашенной республики пресекли попытку Тбилиси «внедрить» в президентскую кампанию своего ставленника – руководителя неправительственного грузино-осетинского союза «Ибер-Ирон» Майю Чигоеву-Цабошвили. 9 октября ей было отказано в регистрации в качестве кандидата в президенты Южной Осетии под предлогом того, что последние 5 лет она живет не здесь, а в Тбилиси. К слову, в свое время подобное обстоятельство не стало преградой для участия в выборах и в последующей победе в них Эдуарда Кокойты. Сам он считает, что Тбилиси альтернативными выборами пытается создать некий аналог абхазского правительства в изгнании, которое недавно перебазировалось в Кодорское ущелье. «В Грузии идут репрессии против осетин, их хотят заставить создать альтернативное правительство Южной Осетии. В частности, сегодня в Тбилиси спецслужбы задержали руководителя осетинской диаспоры Тенгиза Гаглоева», – заявил во вторник Кокойты журналистам. По его словам, грузинские власти во главе марионеточного правительства намерены поставить бывшего премьера Южной Осетии Дмитрия Санакоева, который не пользуется у населения никакой поддержкой. «Мы знаем, что в ближайшие дни Санакоев выступит по телевидению и призовет осетин отказаться от идеи независимости и вхождения в состав России», – заявил Кокойты, не пояснив совместимость суверенитета с одновременным вхождением в другое государство. Цхинвальский лидер подчеркнул, что планы Тбилиси означают фактический отказ от диалога с Южной Осетией.
На события в Цхинвальском регионе отозвался Сухуми. «Создание альтернативного южноосетинского правительства дискредитирует само руководство Грузии в глазах мирового сообщества», – заявил министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба. По его словам, этот план вписывается в цепь масштабных спектаклей, к постановке которых склонен официальный Тбилиси. «Такие действия только осложняют ситуацию, ведут к обострению конфликтов, а с практической точки зрения не повлияют ни на итоги референдума в Южной Осетии, ни на ход выборов президента», – заявил Шамба журналистам.
Между тем еще задолго было очевидно, что Тбилиси попытается если не взять под контроль выборы в Цхинвальском регионе, то воздействовать на них. Известно, что обсуждалась возможность участия в выборах министра обороны Ираклия Окруашвили – местного уроженца. Однако по ряду причин грузинские власти от этой идеи отказались, а потом даже опровергли эту информацию, заявив, что возможность участия Окруашвили в выборах де-факто президента Южной Осетии никогда не рассматривалась.
Тбилиси