Реакция всех конфликтующих сторон на последние высказывания президента России Владимира Путина на неформальном саммите ЕС–Россия в финском городе Лахти по российско-грузинским отношениям, в напряженности которых глава государства обвинил Тбилиси, и по урегулированию в Абхазии и Южной Осетии была стремительной и бескопромиссной. Один за другим лидеры непризнанных республик почти сразу ответили лаконичными заявлениями, категорически отрицающими вероятность сосуществования в едином государстве с Грузией и о намерении продолжать курс на интеграцию с Россией. «Мы сделали выбор в пользу независимости и готовимся к референдуму 12 ноября, который, уверен, в очередной раз подтвердит выбор народа в пользу суверенитета и интеграции с Россией», – заявил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты.
Схожими словами встретил представителя Евросоюза по Южному Кавказу Питера Сэмнеби в Сухуми и лидер Абхазии Сергей Багапш: «Мы уважительно относимся к позиции России, но руководствоваться будем итогами референдума 1999 года, когда абхазский народ проголосовал за независимость». Багапш отметил, что Сухуми готов к возобновлению переговоров, если Тбилиси вернется к выполнению московского соглашения от 14 мая 1994 года «О прекращении огня и разъединении сил». «В резолюции Совбеза ООН сказано, что в Кодорском ущелье не должны находиться ВС ни абхазской, ни грузинской сторон. Если Грузия не будет следовать резолюции, то ситуация может выйти за рамки переговорного процесса», – заявил президент Абхазии.
В Тбилиси в речи Путина больше всего обратили внимание не на фактический отказ РФ от поддержки сепаратистских устремлений Сухуми и Цхинвали, а на передергивание фактов, как заявило грузинское руководство. Так, министр иностранных дел Гела Бежуашвили, подтвердив отказ от силового решения конфликтов, сказал, что Путин серьезно исказил реальное положение. А президент Михаил Саакашвили сравнил речь президента Путина с высказываниями бывшего министра обороны РФ Павла Грачева по Абхазии. «Я вспомнил заявление генерала Грачева, который говорил, что грузины перекрасили свои самолеты и сами бомбят собственные города в Абхазии, а мы тут ни при чем. Разница очень маленькая», – сообщил Саакашвили журналистам 21 октября в ходе осмотра строительных работ нового аэропорта, сдача которого в эксплуатацию приурочена к третьей годовщине революции роз. «Но сейчас уже не 1993 год, а 2006-й. У нас в стране не прежний Шеварднадзе, а Саакашвили и другая Грузия. И сейчас уже другая Европа, которая главным вопросом на своем саммите поставила вопрос Грузии и ее отношений с Россией, тогда как раньше в Европе вообще не знали, где Грузия находится», – подытожил президент Грузии, пообещав донести до международного сообщества всю правду о массе неприятных событий в российско-грузинских отношениях.
В то же время Михаил Саакашвили подтвердил, что будет участвовать в юбилейном саммите СНГ, поскольку считает необходимым использовать любую площадку для переговоров с Россией. Не исключено, что тема территориальной целостности Грузии будет затронута, если состоится двусторонняя встреча Владимира Путина и Михаила Саакашвили.
Тбилиси