Третий лишний?
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Саммит лидеров стран СНГ, как сообщил «НГ» источник в администрации президента РФ, в очередной раз переносится, только на сей раз он меняет не временной, а географический аспект и вместо Минска состоится в Астане. Организаторы мероприятия утверждают, что это произойдет в конце ноября. Российские эксперты, а также их коллеги из стран Содружества считают, что смена места проведения юбилейной встречи глав государств СНГ не случайна. Ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги Алексей Малашенко заметил «НГ», что «это наш ответ Лукашенко, который всегда позиционировал себя как человек, не зависящий от Москвы, а в последнее время сделал ряд и вовсе не партнерских заявлений, и ко всему это дискриминация Белоруссии в целом». Когда неделю назад было объявлено, что саммит переносится с октября на ноябрь, и стало известно, что решение об этом принимали только Россия и Казахстан, Александр Лукашенко возмутился. Тем более что в качестве основания для отсрочки была названа необходимость проведения консультаций по проекту реформирования СНГ, подготовленному казахстанскими специалистами. «Если кому-то хочется под вывеской реформирования вообще загубить СНГ, то мы в этом процессе участвовать не намерены. Белоруссия не будет участвовать в разрушительных тенденциях в Содружестве и призывает другие государства настоятельно следовать этому примеру», – заявил белорусский лидер в понедельник на встрече с главами делегаций министерств иностранных дел государств СНГ. Однако не только этот всплеск эмоций белорусского лидера послужил отправным моментом в лишении Минска права принимать высоких гостей.
В минувшее воскресенье главный санитарный врач России Геннадий Онищенко повторил высказанные им в сентябре претензии относительно возможного реэкспорта запрещенного в России молдавского и грузинского вина через Украину, Белоруссию и Азербайджан. На этот раз в своем выступлении он выделил роль Белоруссии. «У нас есть основания считать, что есть некая договоренность между Украиной, Белоруссией и Азербайджаном о том, что они будут помогать этим двум странам (Грузии и Молдавии. ≈ «НГ») выйти на российские рынки под любым предлогом, – отметил Онищенко. – А учитывая, что между Белоруссией и Россией нет таможенных границ, нас этот вопрос, безусловно, волнует и будет волновать до тех пор, пока мы не получим полной прозрачности».
В среду к Онищенко присоединился заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. Отвечая на вопросы депутатов в Госдуме, он сообщил том, что еще в июле направил в Минсельхоз, Минрегионразвития и главам субъектов Федерации письмо с предложением ограничить российские госзакупки в Белоруссии. Адресатам письма предлагается представить в МЭРТ свои замечания относительно перечня белорусских товаров, от закупок которых следует отказаться российским государственным и муниципальным органам. В тот же день пресс-служба МЭРТа разместила на сайте министерства сообщение, из которого следует, что решение ограничить российские госзакупки в Белоруссии связано с тем, «что в Белоруссии действуют условия, ограничивающие доступ российских претендентов к тендерным торгам, а также направленные на создание неравных условий участия в процедурах закупок российских и белорусских претендентов». Иными словами, Минск обвинили в дискриминации российских товаропроизводителей при проведении собственных госзакупок. По сути, Белоруссии была объявлена торговая война.
Если переложить экономическую составляющую на политическое поле, становится очевидным, что Россия теряет еще одного союзника, которых, по словам Алексея Малашенко, «и так сегодня можно по пальцам пересчитать». По мнению политолога, в последнее время «к нам охладели и в Казахстане, который считается чуть ли не самым верным другом Москвы». Это «особенно проявилось на недавней конференции по Каспию в Актау, где казахстанские ученые и политики высказали в адрес Москвы немало нелицеприятного». И теперь, замечает Малашенко, «Москва пытается доказать, что в российско-казахстанских отношениях по-прежнему нет никаких проблем, для чего и затевается перенос в Астану саммита СНГ».
Между тем именно сейчас большинство стран – членов Содружества наиболее скептически относятся к перспективам СНГ. Хотя так называемое «реформирование Содружества» идет уже не один год, результата все нет. Многие из государств предлагали свои концепции реформы. Сейчас таковую предлагает Казахстан, но и по этим предложениям дискуссий возникает не меньше, чем раньше. Ко всему противоречия накопились и между самими странами СНГ. В результате юбилейный саммит перенесли. Если бы этого не было сделано, не исключено, что СНГ могло бы уже стать историей.