Вчера ЦИК Южной Осетии завершил регистрацию кандидатов в президенты этой непризнанной республики. Президентские выборы состоятся здесь 12 ноября одновременно с референдумом о независимости региона. Как заметила «НГ» Ирина Гаглоева, руководитель департамента по информации Южной Осетии, в Цхинвали «не сомневаются, что местное население проголосует за окончательный разрыв с Грузией», потому здесь готовят документы, которые «помогут начать процедуру признания республики». Гаглоева имеет в виду принятую на днях декларацию «о геноциде осетин грузинами в начале прошлого века, к которой вчера президиум регионального парламента подготовил правовое обоснование». По ее словам, Цхинвали намерен направить декларацию главам стран СНГ, а затем обратиться в международный суд в Гаагу с дополнительным пакетом документов, которые подтверждают факт уничтожения «этой части Осетии Грузией уже в 90-х годах».
Пока ЦИК Южной Осетии зарегистрировал четырех кандидатов на пост президента. Вчера удостоверения получили временно не работающий Олег Габодзе, глава администрации Цхинвальского района Инал Пухаев и руководитель аппарата Смешанной контрольной комиссии с югоосетинской стороны Леонид Тибилов, а за несколько дней до этого – ныне действующий президент Эдуард Кокойты. Эксперты не сомневаются, что Кокойты останется еще на один президентский срок. Но главным событием ноября станут здесь не выборы лидера, а плебисцит. Эдуард Кокойты в связи с этим заметил: «Мы стремимся к объединению с Северной Осетией с последующим вхождением в состав Российской Федерации». Он надеется, что «после того как мировое сообщество убедится в положительных результатах референдума», ситуация будет развиваться в конструктивном ключе.
Между тем спецпредставитель Евросоюза по Южному Кавказу Петер Сэмнеби заявил: «Для нас не будут иметь значения результаты этого референдума». По его словам, в урегулировании грузино-осетинского конфликта ключевыми являются «принципы территориальной целостности Грузии». Правда, глава МИД РФ Сергей Лавров в свое время посоветовал руководству Грузии согласиться с проведением референдума.
По единодушному мнению экспертов, к концу года все непризнанные республики на постсоветском пространстве завершат опрос населения, продемонстрируют мировому сообществу намерение дистанцироваться от юридических центров, после чего все дружно попросятся в РФ. Однако при этом никто не знает ответа на вопрос: как поступит в этом случае Россия?