После трех лет похолодания в отношениях Москвы и Кишинева вновь намечается потепление. Об этом «НГ» сообщил источник в МИД России, сославшись на визит в молдавскую столицу статс-секретаря, заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина, который начался вчера. По словам источника, эта поездка состоялась после встречи во вторник в Москве министра иностранных дел Молдавии Андрея Стратана с главой российского внешнеполитического ведомства Сергеем Лавровым, на которой посланец молдавского президента заверил российскую сторону в том, что Кишинев – не Тбилиси и с ним Москва всегда сможет договориться по всем вопросам. Посол Республики Молдова в РФ Василий Стурза подтвердил «НГ» этот посыл в той его части, где речь идет о возможных компромиссах. Стурза подчеркнул, что молдавская сторона «полностью удовлетворена итогами переговоров министров иностранных дел двух стран, а также состоявшейся накануне поездкой в Кишинев министра образования и науки РФ, сопредседателя межправительственной российско-молдавской комиссии по экономическому сотрудничеству Андрея Фурсенко». По словам молдавского посла, «важен сам факт возобновившегося межгосударственного диалога, а также то, что обозначилась общая позиция по большинству обсуждаемых вопросов, а по спорным идет поиск точек соприкосновения». Источник «НГ» в МИД РФ посчитал показательным то, что в поездке Фурсенко по Молдавии сопровождал лично президент Владимир Воронин. Со своей стороны, лидер Демократической партии, председатель одноименной парламентской фракции Дмитрий Дьяков сказал «НГ», что восстановление отношений – добрый знак, ибо «ситуация, когда Молдавия борется с Россией, а Россия на нее давит, бесперспективна».
В сообщении же МИД РФ по поводу встречи Сергея Лаврова с его молдавским коллегой говорится: «Главы внешнеполитических ведомств обсудили меры по налаживанию конструктивного российско-молдавского диалога, импульс которому придала встреча президентов двух стран в августе этого года». Кишиневская пресса между тем задается вопросом: что пообещал Воронин в обмен на восстановление добрых отношений. Напомним, в 2003 году президент Молдавии отказался подписать предложенный Москвой план урегулирования приднестровского конфликта, известный как «план Козака». Президент РФ отменил тогда намеченный визит в молдавскую столицу, а официальный Кишинев взял курс на ЕС и НАТО. Нынешний разворот Воронина на 180 градусов и возвращение его в «московский клуб» некоторые молдавские эксперты трактуют как вынужденный шаг, продиктованный событиями в Грузии. «Грузия сейчас – подопытное государство, которое показывает, что нас ждет в случае, если усилится великая политическая игра, в которой мы оказались более чем мелкой пешкой», – полагает кишиневская газета Saptamina. «Но, может, именно этот кавказский опыт приведет к определенной смене сил на международной политической арене, что смягчит потенциальные последствия противостояния?» – задается вопросом издание.
Грузинская тема не случайно присутствует в эти дни в местных СМИ – в ближайшие выходные в Кишиневе проведет свое заседание Парламентская ассамблея ГУАМ. И главной темой обсуждения на нем будет приднестровское урегулирование и выполнение РФ решений стамбульского саммита ОБСЕ (вывод войск из Приднестровья). Позиция Молдавии по обоим вопросам известна – немедленная эвакуация российских войск и миротворцев и решение проблемы Приднестровья на условиях Кишинева. Как сказал «НГ» редактор одного из оппозиционных молдавских изданий Артем Вареница, на этом мероприятии молдавские депутаты могут удивить своих коллег по ГУАМ, отказавшись от традиционной антироссийской риторики. Тем более что во время встречи Григория Карасина с Владимиром Ворониным вчера была достигнута договоренность о том, что 18 октября в Одессе возобновятся переговоры по приднестровскому урегулированию, которые были заморожены в марте, после того как Молдавия ввела экономические санкции против своего восточного региона. Россия, как известно, взяла Приднестровье под свою защиту. По мнению экспертов, после переговоров с Карасиным Воронин займет в ГУАМ нейтральную позицию в обмен на лояльность российского руководства.