Минск не готов вводить визовый режим с Грузией. Как разъяснил вчера первый заместитель начальника департамента по гражданству и миграции МВД Белоруссии Алексей Бегун, вопрос введения визового режима в отношении граждан Грузии «требует всестороннего изучения». Он уточнил, что Белоруссия – самостоятельный субъект международного права, несмотря на то что страна является участницей ряда договоренностей о проведении согласованной политики в рамках Союзного государства. Поэтому, невзирая на политику союзной России, Белоруссия может и будет принимать решение о введении визового режима в отношении граждан Грузии самостоятельно.
В то же время исключать такой вариант развития событий в отношениях Минска и Тбилиси не стоит. «Этот вопрос сейчас изучается», – сказал Бегун и пояснил, что решение будет принято с учетом интересов «простых граждан Грузии», право которых на взаимные поездки не должно нарушаться. Грузинская диаспора в Белоруссии немногочисленна – она насчитывает около 1000 человек, сообщил Бегун.
Напомним: на прошлой неделе со ссылкой на заместителя директора Федеральной миграционной службы РФ Михаила Тюркина сообщалось, что Москва и Минск обсуждают возможность введения Белоруссией визового режима в отношении граждан Грузии. Необходимость такого шага Тюркин объяснил тем, что граждане Грузии, которых Россия намерена «ввести в правовое поле», «часто приезжают в Белоруссию, садятся на поезд и таким образом оказываются в России».
Однако вопрос введения визового режима с Грузией официальным Минском уже обсуждался. В июне прошлого года пресс-служба президента Лукашенко даже успела сообщить, что такое решение принято. Тогда же МИД страны сообщал, что о конкретном времени введения виз общественность проинформируют дополнительно. Правда, затем эту информацию власти Белоруссии опровергли, отрицая даже сам факт ее распространения. Министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов уточнил тогда, что президент поручил рассмотреть «ситуацию в наших отношениях с Грузией и в случае необходимости принять меры, которые защищают нашу национальную безопасность». Как объяснил глава МИДа, это понадобилось потому, что «президент Саакашвили и парламент Грузии принимали решения, делали заявления о направлении в Беларусь боевиков-«революционеров». «Мы не против свободы общения между грузинским и белорусским народом. С чем мы не можем согласиться и не согласимся – это с усилиями по насильственному экспорту к нам неких революций или псевдореволюций».
Тот факт, что в ситуации, когда вроде бы были затронуты собственные интересы Белоруссии, а президент Лукашенко не пошел на введение виз для граждан Грузии, дает основания белорусским экспертам полагать, что не пойдет он на такой шаг и теперь. Тем более что двусторонние отношения России и Белоруссии в данный момент совсем не безоблачны. «Высказывания представителей органов власти на эту тему призваны продемонстрировать независимость внешней политики Лукашенко, в том числе и от России», – сказал «НГ» белорусский политолог Андрей Федоров. По его мнению, дальнейшие действия официального Минска в этом направлении будут зависеть от общей динамики белорусско-российских отношений. Между тем даже по оценке президента РФ Путина, эти отношения пока «в кризисе». Россия, в свою очередь, едва ли станет «покупать» поддержку Лукашенко в грузинском вопросе, поскольку этот канал не так уж и важен, чтобы Москва шла ради него на какие-то жертвы, считает эксперт.
Минск