«Все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года к 8 часам утра на угол Мельниковой и Доктеривской улиц (возле кладбища). Взять с собой документы, деньги и ценные вещи, а также теплую одежду, белье и прочее. Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в других местах, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян».
С таких листовок, расклеенных по Киеву сразу после его оккупации немецкими войсками, началась трагедия, которая длилась 104 недели. 29 сентября 65 лет назад в Бабьем Яру была расстреляна первая группа евреев, прибывших по указанному адресу в наивной надежде, что их будут куда-то просто перемещать. С этого дня и вплоть до освобождения столицы Украины в ноябре 1943 года фашисты расстреливали людей с немецкой педантичностью по вторникам и субботам. Бабий Яр стал братской могилой для сотен тысяч человек, из которых не менее 50 тысяч – евреи.
В память о трагедии Бабьего Яра 27 сентября в Киеве прошел Международный форум «Жизнь народу моему». Его организаторами выступили правительство Украины, фонд «Всемирный форум памяти Холокоста», Мемориальный центр памяти жертв Холокоста и героев Сопротивления «Яд Вашем» при участии Российского еврейского конгресса. Президент Украины Виктор Ющенко взял проведение форума под личный контроль. «Инициатива Украины в проведении такого форума, – сказал он журналистам, – это хороший пример, который станет своеобразной прививкой против таких явлений, как ксенофобия и межнациональная вражда».
«Мало кто знает, что Бабий Яр дал толчок шести тысячам «бабьих яров» на территории Европы. Он дал старт уничтожению 1 миллиона 700 тысяч евреев только на территории Украины, – отметил в комментарии для «НГ» президент фонда «Всемирный форум памяти Холокоста», президент Российского еврейского конгресса Вячеслав Кантор. – Чудовищное злодеяние в Бабьем Яру заставляет нас по-новому взглянуть на трагедию не только еврейского народа, но и других народов, ставших жертвами нацизма. Ведь около половины расстрелянных в Бабьем Яру не имели никакого отношения к еврейской нации. И это говорит об опасности ксенофобии, о том, что нельзя безучастно смотреть, как в твоей стране кто-то умышленно раздувает пожар межнациональной вражды».
Евгений Тонкий был свидетелем тех событий. «Как только немцы зашли в Киев, возникло безвластие, – вспоминает он. – Три дня были погромы, а через десять дней вышел известный приказ немецкого коменданта Киева. Я был еще мальчиком и помогал дружкам из еврейских семей грузить вещи. Все думали, что их будут перегружать на поезд. На месте «переселенцев» ждало оцепление из полицаев с трезубцами на кокардах. Евреев туда пропускали, нас – нет. Когда кольцо замкнулось, люди начали понимать, что это конец, но выхода оттуда уже не было. С тех пор эти трезубцы ненавижу. Я видел, как всех раздевали, складывались паспорта в одну кучу, вещи – в другую. Дальше их повели к оврагу по дороге┘ Стрельба прекратилась вечером, но кольцо из полицаев оставили. Самые ловкие из тех, кто остался в живых, смогли сквозь кусты пролезть наружу». Уцелевших евреев Тонкий и его друзья прятали в склепе на кладбище, носили им еду, папиросы. «Потом кто-то сдал и нас, и нашу «схованку», – продолжает Евгений Тонкий. – Пришлось уже скрываться самому».
«Та трагедия не возникла внезапно, у нее глубокие корни, – считает Вячеслав Кантор. – Бабий Яр, как и весь Холокост, имеет три этапа. Первый – 1933–1938 годы. Начинается он с приходом нацистов к власти и заканчивается «Хрустальной ночью». Это было время, когда гитлеровцы проверяли на «толерантность» свой народ. Второй этап завершился Бабьим Яром, когда фашисты проверяли Европу, как она отнесется к тому, что невинных евреев начнут уничтожать десятками тысяч в самом центре Старого Света. Европа промолчала, никак не отнеслась, и за этим злодеянием последовал третий этап – конференция Ванзе и так называемое окончательное решение еврейского вопроса».
В эти дни Бабий Яр стал местом паломничества, куда приходят евреи, русские, украинцы, белорусы, поляки – «неполноценные, по арийской теории нацистов, народы», от которых надо было «очистить жизненное пространство» для одной сверхнации. «Долгое время это преступление замалчивалось, – подчеркивает Вячеслав Кантор, – и породило в мире уже сегодня новую волну ксенофобии, межнациональной вражды. Бабий Яр в очередной раз учит простой истине: зло, о котором умолчали, порождает новое преступление. Сегодня все люди здравого ума должны сплотиться и стать праведниками уже нашего мира».