Видимость интриги, связанная с выдвижением кандидатов в президенты Таджикистана, сохранялась недолго и начисто исчезла после того, как основные политические партии определились относительно своего участия в предвыборной кампании. Три партии – Демократическая, Социал-демократическая и Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) от участия в выборах отказались. Первые две заявили о бойкоте выборов, а лидер ПИВТ Мухиддин Кабири объяснил свой отказ несовершенством избирательного законодательства и заявил, что партия примет участие в выборах в качестве наблюдателя. Однако в интервью Радио «Свобода» он назвал совершенно другую причину – дефицит доверия между исламскими политическими партиями и международным сообществом.
Кандидатом номер один, как и предполагалось, стал действующий глава государства Эмомали Рахмонов. Кандидатуру Рахмонова единогласно выдвинула на своем съезде в минувшую субботу правящая Народно-демократическая партия. Однопартийцы президента посчитали, что именно Рахмонов должен завершить начатые им в стране реформы. Сам глава государства, согласившись с решением съезда, озвучил свой основной предвыборный тезис: «Я ставлю своей целью создание демократического правового государства и улучшение жизни своего народа».
На сегодня известно, что помимо Эмомали Рахмонова в ноябрьских президентских выборах решили участвовать кандидаты от Коммунистической, Аграрной и Социалистической партий, от Партии экономических реформ и представители совсем уж мелких политических партий. Однако ни одного из этих кандидатов электорат практически не знает. А посему, как считают эксперты в Душанбе, соперникам Рахмонова вряд ли удастся собрать необходимые для регистрации в Центризбиркоме 160 тыс. подписей в свою поддержку. К тому же не исключено, что многие из нынешних претендентов на президентский пост в последний момент снимут свои кандидатуры в пользу действующего президента.
Уже сейчас, за полтора месяца до выборов, в победе Эмомали Рахмонова ни в Таджикистане, ни за его пределами никто не сомневается. Вопрос, считают аналитики, лишь в том, сколько голосов наберет нынешний президент – 99,9%, как Ниязов в Туркмении, 91%, как Назарбаев в Казахстане, или Рахмонов все же даст возможность своим соперникам хотя бы заявить о себе.