В Таджикистане с понедельника началась кампания по выборам президента, которые состоятся 6 ноября. Хотя первые кандидаты появились сразу, их имена широкой публике практически неизвестны. Партии, которые они представляют, были созданы лишь в прошлом году и, как поговаривают, в основном для того, чтобы создать видимость демократии и помешать реальной оппозиции.
Первыми стартовали выдвиженцы от Аграрной партии – вице-президент Академии сельскохозяйственных наук Амиркул Каракулов, Социалистической – преподаватель Таджикского государственного университета Абдухалим Гаффоров и от Партии экономических реформ – ректор Института транспорта Олимджон Бобоев. Выдвинули своих кандидатов в президенты и совсем уж мелкие даже по таджикским меркам политические организации.
Всем кандидатам, как заявляют в Центризбиркоме, будут предоставлены равные права. Они получат по 30 минут бесплатного эфира на государственных теле- и радиоканалах, а в газетах «Таджикистан», «Садом мардум» («Голос народа») и «Народной газете» смогут опубликовать свои предвыборные материалы.
Пока хранит молчание кандидат номер один – нынешний президент Таджикистана Эмомали Рахмонов. Однако уже сейчас в республике ни у кого нет сомнений, что он не только будет баллотироваться, но и победит своих соперников, причем как и прежде – с явным преимуществом. По мнению таджикских политологов, видимость предвыборной борьбы обозначат Компартия, президентская Народно-демократическая партия Таджикистана и Партия исламского возрождения Таджикистана. Но исход этой борьбы можно предсказать уже сейчас. Причем дело тут даже не в слабости местной оппозиции, не в намерении оппозиционной Демпартии бойкотировать предстоящие выборы и даже не в традиционном использовании президентской партией административного ресурса.
Как сказал «НГ» директор Института стратегических исследований при президенте Таджикистана Сухроб Шарифов, «объективность такова, что рейтинг Эмомали Рахмонова уже сейчас намного выше, чем у его оппонентов». Кроме того, отметил он, «в последние годы повысился международный авторитет республики, особенно в контексте антитеррористической операции в Афганистане, и Таджикистан стал узнаваем в мире».
Если на прошлых выборах народ голосовал за Рахмонова как за политика, который смог остановить войну в Таджикистане, то сегодня его воспринимают уже не только как гаранта безопасности и стабильности в стране. «Дело в том, что в последние годы Таджикистану удалось привлечь серьезные инвестиции не только из западных стран, но и из РФ. Российский бизнес вкладывает большие средства в одну из самых важных отраслей таджикской экономики – в энергетику. Это обеспечивает работой тысячи местных жителей, и теперь благосостояние населения растет не только за счет денежных переводов таджикских гастарбайтеров из стран ближнего зарубежья», – сказал «НГ» таджикский политолог Сафар Сулаймони. По его словам, люди в Таджикистане реально стали жить лучше, и это положительно сказывается на имидже президента Рахмонова. Ничего подобного от его оппонентов избиратели не ждут.
Между тем сам глава государства на церемонии начала строительства линии электропередачи «Юг–Север» на прошлой неделе заявил, что пока не определился с участием в предстоящих выборах. «Я еще не знаю», – сказал Рахмонов. По его словам, уже на этой неделе возглавляемая им Народно-демократическая партия Таджикистана (НДПТ) объявит свою предвыборную программу. «А 23 сентября пройдет очередной съезд партии, на котором мы уже точно определимся с кандидатурой», – пояснил глава государства.