Лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты решил еще раз узнать мнение народа о будущем никем так и не признанной республики.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Обострение ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта, а также события в самой Грузии, по которой прокатилась волна арестов и судов, побудили южных осетин ускорить процесс развода с Тбилиси. Вчера Южная Осетия определилась с еще одним референдумом об «абсолютной независимости» от Грузии. Как сообщила «НГ» председатель комитета по информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева, он состоится 12 ноября одновременно с выборами президента непризнанной республики. Жителям региона предстоит ответить на вопрос: «Согласны ли вы с тем, чтобы республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?» В Тбилиси по этому поводу замечают, что таким образом руководство сепаратистского региона пытается избежать тюрьмы.
Между тем, если вспомнить, что южные осетины постоянно говорили о намерении войти в состав РФ и тем самым «восстановить историческую справедливость», то формулировка цели предстоящего опроса, где Россия даже не упоминается, вызывает удивление. Напомним, что в июне в Москве президент Южной Осетии Эдуард Кокойты утверждал: «На территории Южной Осетии действуют российские законы и находится в обращении российский рубль. Это свидетельствует о том, что де-факто республика является субъектом России, и нам осталось закрепить это юридически, что мы и делаем, готовя документы для подачи в Конституционный суд РФ». Комментируя такую смену политических настроений «НГ», Ирина Гаглоева сказала «НГ»: «Стратегическая цель – воссоединение с Северной Осетией и возвращение таким образом в состав России ≈ у нас остается. Эту идею мы провели через референдум в 1992 году, и тогда наш народ ее одобрил. Нынешний же опрос должен решить иную задачу – выяснить настроения населения по поводу сохранения независимости Южной Осетии. Сначала мы хотим отстоять свою независимость, добиться ее признания и только затем выйти на следующий этап – интеграции в Россию».
Известно, что уже в ближайшее воскресенье референдум о независимости пройдет еще в одном самопровозглашенном государстве – в Приднестровской Молдавской республике. Однако там вопрос, адресованный местному населению, звучит иначе: «Поддерживаете ли вы курс на независимость ПМР и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?» После саммита глав непризнанных республик минувшим летом в Сухуми министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай сказал «НГ», что «референдумы о приоритетах внешней политики пройдут осенью во всех трех регионах, объединившихся в «Содружество за права народа и демократию». По его словам, прецедент Черногории, которая путем волеизъявления своего народа добилась независимости от Сербии, может быть использован Тирасполем, Цхинвали и Сухуми. Лидер Абхазии Сергей Багапш также приветствовал «цивилизованный путь» выхода Черногории из союзного государства с Сербией и заявил, что теперь очередь Абхазии и Южной Осетии. Однако развивать тему в Сухуми не стали.
Тем временем в Тбилиси не скупятся на оценки инициативы руководства Южной Осетии. Депутат парламента Грузии от Цхинвальского региона Гурам Вахтангишвили назвал референдум «агонией режима Эдуарда Кокойты». Он предупредил, что «грузинское население региона не будет принимать участия в так называемом референдуме сепаратистских властей».
А вот в Госдуме РФ решение о югоосетинском референдуме приветствовали. «Нужно уважать право любого народа, даже очень маленького. Если 15 лет не решается вопрос о присоединении к тому или иному государству либо о воссоединении государств, Южная Осетия вправе выбрать для себя иной путь сохранения независимости», – заявила в понедельник журналистам первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. А заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ Андрей Савельев заметил «НГ», что «Россия должна признать независимость Южной Осетии, как, впрочем, и Приднестровья».