В Молдавии появился свой Верхний Ларс (КПП на российско-грузинской границе). С той лишь разницей, что здесь ремонт стратегической и единственной в сообщении с миром дороги затеяли не россияне, а украинцы. Эффект, однако, оказался тем же: масса транспорта (в данном случае это железнодорожные вагоны) скопилась на молдавско-украинском пограничном пункте в селе Сокиряны (север Молдавии). Как сообщили «НГ» в пресс-службе ОАО «Российские железные дороги», тысячи российских пассажиров блокированы в поездах и на вокзалах.
Причиной этого «ЧП», парализовавшего экономику целой страны, стало закрытие на ремонт моста через Днестр на перегоне Могилев–Подольск–Волчинец. Именно через этот пункт с марта нынешнего года шли в Россию молдавские поезда, а также российские, украинские, казахстанские транзитные составы. Теперь они стоят, а их хозяева подсчитывают убытки, оплатить которые предстоит виновнику ситуации. Таковым скорее всего может быть признано молдавское правительство, которое, по словам экс-премьера Молдавии, депутата парламента Дмитрия Брагиша, обязано было просчитать возможность возникновения нештатной ситуации и «подстраховаться». Брагиш рассказал «НГ», что еще в 2000 году, в бытность его председателем молдавского правительства, подобный вопрос обсуждался, ибо тогда в Кишиневе также искали альтернативные пути сообщения со странами СНГ. Известно, что все молдавские железнодорожные перевозки ранее осуществлялись через приднестровский участок Молдавской железной дороги (МЖД). Но из-за разногласий с Тирасполем молдаване построили ветку в обход региона и с весны стали водить поезда не через украинский пункт Кучурганы (на административной границе Приднестровья), а через Могилевск–Подольск.
Однако, как сообщила «НГ» пресс-секретарь Украинской железной дороги Татьяна Мишина, здесь расположен мост, который был построен в 1949 году и с тех пор не ремонтировался, и он не выдержал нагрузки. По словам Мишиной, руководство МЖД было проинформировано о том, что мост закрывается на ремонт месяц назад. И предложило переключить грузопотоки на Кучурганы. Тем более что из-за прекращения движения поездов через этот пункт Украина, по словам Мишиной, за полгода потеряла 70 млн. гривен (14 млн. долл.). В Кишиневе попросили открыть для них иной путь – через КПП Сокиряны (тоже на севере Молдавии). Но здесь в сутки, по словам Мишиной, можно пропускать всего один двойной состав. Между тем, как сообщил «НГ» Дмитрий Брагиш, в молдавской столице ощущается нехватка топлива – оно завозилось по железной дороге.
Вчера Минтранс Молдавии сообщил, что часть поездов все же сдвинулась с места. Министр реинтеграции Молдавии Василий Шова сказал «НГ», что во вторник в Киеве была достигнута договоренность о разблокировании пассажирских перевозок – пассажирские поезда потихоньку будут пропускаться через те же Сокиряны. Что касается грузовых составов, то уже завтра начнут консультации украинские и молдавские эксперты. Тем временем транзитные вагоны будут пропускаться через станцию Кучурганы и 40 км следовать по приднестровской территории. Заместитель министра промышленности Приднестровья Юрий Ганин подтвердил это «НГ», заметив, что с украинской и российской сторонами достигнута договоренность об оплате транзита приднестровскому бюджету и потому дорога будет открыта.