В среду по Грузии прокатилась волна арестов представителей оппозиции, замеченных даже в эпизодических контактах с бывшим шефом госбезопасности, председателем партии «Справедливость» Игорем Георгадзе.
Арестованы почти все руководители региональных отделений партии. Операция началась одновременно в столице и в десятках других мест. Въезды и выезды вокруг столицы блокированы БТРами и полицией. Под контроль взяты все крупные автомагистрали. Однако проблем с передвижением ни в Тбилиси, ни в стране в целом нет.
Саакашвили как бы ни при чем
Примечательно, что беспрецедентная по масштабам операция против противников нынешней грузинской власти началась в тот день, когда президент Михаил Саакашвили покинул страну – он отправился в Польшу, на большой экономический форум. Однако вряд ли все происходившее вчера в Грузии можно списать на «самодеятельность» местных силовиков.
К середине вчерашнего дня в Тбилиси за решеткой по обвинению в измене Родине и попытке государственного переворота оказались близкие к Игорю Георгадзе председатель Монархической партии Темур Жоржолиани, лидер партии «Надежда» и глава Фонда Игоря Георгадзе Ирина Саришвили. Арестована и руководитель грузинского представительства «Кавказского института демократии» Майя Николеишвили, активисты движения «Антисорос». В офисах как центральных, так и филиалов этих партий и движений с раннего утра шли обыски, конфисковывалась документация, оргтехника, опечатывались сейфы.
Власти на протяжении всей среды держали паузу. Лишь руководитель администрации МВД Грузии Шота Хизанишвили сообщил журналистам, что по поводу спецоперации будет сделано специальное заявление.
Репрессивный аппарат заработал в грузинской столице на рассвете. Примерно в 5.00 в своей квартире была арестована Майя Николеишвили, в последние дни отметившаяся рядом резких критических заявлений в адрес властей, проводящих, по ее мнению, излишне конфронтационную политику в отношении России. Она заявила, что спасти российско-грузинские отношения и, следовательно, саму грузинскую государственность под силу разве что беглому шефу госбезопасности Игорю Георгадзе. Впрочем, можно полагать, что Николеишвили стала костью в горле не только из-за этих заявлений. Ее подчас совсем уж субъективные оценки каких-то громких процессов или событий, например трагической гибели премьера Зураба Жвания, диаметрально разнились от оценок и трактовок тех же событий властями и нравиться лидерам государства эти высказывания никак не могли.
Чуть позже зловещий стук в двери спящих домов и квартир стал раздаваться в различных уголках страны. По свидетельствам подвергшихся обыску, силовики вели себя бесцеремонно, не считаясь ни с возрастом, ни с полом обитателей того или иного дома.
Окружение президента пытается успокоить население
Вице-спикер парламента Грузии Михаил Мачавариани считает, что репрессии можно было провести и раньше, потому как антигрузинская деятельность арестованных политиков общеизвестна, как и то, что они щедро финансировались из России. «Оттуда в их распоряжение поступали чемоданы денег, и известно, что на своих встречах они обсуждали возможности осуществления государственного переворота и прихода во власть преступника Георгадзе», – заявил Мачавариани провластному телеканалу «Рустави-2».
Другой видный представитель правящего большинства Елена Тевдорадзе заявила в эфире той же телекомпании, что сведения об антигосударственной деятельности задержанных отнюдь не новы. «Было ощущение, что эти люди готовят в отношении Грузии что-то нехорошее, ибо зачем им такие колоссальные средства понадобились сейчас – ведь до выборов в высшие органы власти еще два года», – заявила Тевдорадзе.
Однако не похоже, что такого рода объяснения удовлетворят общественный интерес. Ведь, по сути, кроме «личных ощущений» и «чемоданов с деньгами», которые тоже пока не демонстрировались, власти свои действия не объясняют. Зато у оппозиции появился еще один повод покритиковать их.
Лидер Республиканской партии, профессиональный юрист Давид Усупашвили считает действия властей политическим давлением. «Мнения, политические взгляды подвергшихся репрессиям людей неприемлемы для республиканцев. И хоть мы никогда и не рассматривали возможности сотрудничества с этими партиями и движениями, действия властей оправдать трудно», – заявил Усупашвили «НГ». По его словам, такие более чем серьезные обвинения, как измена Родине, попытка государственного переворота, по законодательству считающиеся самыми тяжкими преступлениями, предусматривающие пожизненное заключение, должны выдвигаться куда более аргументированно, документально и доказательно, чем в данном случае. «К сожалению, такие действия стали привычными для властей, однако общественность вправе поставить ряд соответствующих вопросов и потребовать ответа на них», – считает Усупашвили. Аресты в Грузии продолжались всю среду до вечера. По различным данным, к моменту подписания номера в печать количество арестованных приблизилось к трем десяткам.
Сам лидер «Справедливости» Игорь Георгадзе считает, что волна арестов преследует цель запугать население накануне намеченных на 5 октября выборов в местные органы самоуправления. «Их задержание проводится с одной целью – запугать население накануне местных выборов и поправить пошатнувшийся рейтинг власти за счет репрессий», – заявил Георгадзе российским журналистам.
Тбилиси