Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил разработать новые правила для белорусского языка, сообщила пресс-служба главы государства. Необходимость такого шага официальный Минск объясняет тем, что с 1957 года – когда была принята ныне используемая грамматика – язык изменился, поэтому пришла пора «обновить и привести к единообразию существующие правила орфографии и пунктуации».
Между тем, как и ко всем инициативам президента Лукашенко, к апгрейду национального языка в стане белорусскоязычной оппозиции отнеслись с недоверием. Говорят даже, что после реформы белорусский язык станет больше похож на русский. В прессе появились комментарии лидера объединенной демократической оппозиции Александра Милинкевича, который предположил, что сближение белорусского языка с русским связано с вероятным референдумом по конституционному акту Союзного государства.
При этом в Министерстве образования Белоруссии «НГ» сказали: «Ни о какой реформе речи не идет. Речь идет о редакции белорусской орфографии и пунктуации. Она коснется многих аспектов. Разговоры о том, что после внедрения новых правил белорусский язык станет похож на русский, абсолютная чушь».
О том, что никакой «революции» в белорусском языке не замышляется, сообщил и директор института языкознания им. Якуба Коласа Национальной академии наук Александр Лукашанец. По его словам, разработанные учеными изменения уточняют правила переноса слов, написание прописной и строчной букв, заимствованных слов, сократится число исключений из правил, а работа над всем этим велась последние 10 лет.
Напомним: в Белоруссии статус государственного имеет как белорусский, так и русский язык. Хотя в повседневной жизни русский язык практически вытеснил белорусский. Делопроизводство страны (законы, указы и другие нормативные документы) ведется и издается на русском. В стране сократилось количество белорусскоязычных школ. Так, в Минске только две школы, преподавание в которых ведется на белорусском. Издается лишь одна государственная республиканская газета на национальном языке. Президент страны в своей речи использует белорусские слова в основном тогда, когда цитирует высказывания оппозиции, чаще всего в уничижительно-ироническом смысле.
Впрочем, белорусская оппозиция не единодушна в вопросах языкознания. Радикальная ее часть считает нынешний белорусский советизированным или, как говорят оппозиционеры, «наркомовским». Эта часть оппозиции пользуется дореформенным языком, «тарашкевицей», – названным по имени ее создателя Бронислава Тарашкевича, разрабатывавшего грамматику в 1910–1920-е годы на территории Западной Белоруссии. На нем с использованием всех правил орфографии того времени в Белоруссии издается небольшим тиражом оппозиционная газета. По мнению представителей радикальной оппозиции, любые реформы языка, если речь не идет к возвращению к «тарашкевице», не заслуживают внимания. В то же время большинство населения говорит на так называемой «трасянке» – смеси русского и белорусского. Речь самого президента также ближе всего к этому варианту белорусского языка.
По данным проведенных соцопросов, более половины белорусов поддерживают идею двуязычия, 20% выступают за белорусский язык как единственный государственный и чуть более 10% считают, что такой статус должен быть у русского языка.
Именно поэтому местные наблюдатели полагают, что никто, кроме школяров, изучающих белорусский в школе, даже не заметит, что в нем что-то изменилось. А Александр Лукашенко, позиционирующий себя как специалиста во всех областях (не так давно по его поручению переписывали правила дорожного движения), получит в народе еще и славу языковеда.
Минск