ООН впервые командировала своего чиновника – верховного комиссара по делам беженцев Антониу Гутерриша – в Грузию, чтобы тот ознакомился с положением беженцев из Абхазии и Южной Осетии, которых здесь почти полмиллиона. Верховный комиссар, посетивший Западную Грузию, ужаснулся тому, как живут эти люди, вынужденные ютиться в здании городской больницы в райцентре Зугдиди. «Это невыносимые условия», – констатировал высокопоставленный посланец ООН и пообещал помощь в улучшении социальных условий. «Мы сделаем все, чтобы беженцы мирно вернулись в свои дома», – это стало вторым обещанием Гутерриша. По его словам, позиция УВКБ ООН в отношении перемещенных лиц заключается в том, что они должны вернуться в родные места, но возвращение должно быть исключительно добровольным. «Возвращающимся, помимо бытовых и социальных условий, должны быть предоставлены гарантии безопасности», – подчеркнул Антониу Гутерриш. Говоря об этом, верховный комиссар вспомнил о беженцах из Чечни, обосновавшихся в Панкисском ущелье Грузии. «После открытия офиса в Грозном мы получили возможность более эффективно заниматься проблемами чеченских беженцев. Но возвращение – дело добровольное. Мы помогаем тем, кто решил вернуться в Чечню. Помогаем тем, кто решил жить в третьих странах. Но есть и такие, кто свое будущее связывает с Панкисским ущельем», – заметил Гутерриш.
Грузинская реальность между тем не соответствует планам комиссара. В этом Антониу Гутерриш убедился лично, посетив Абхазию и Южную Осетию. Сразу после встречи с комиссаром ООН министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба заявил журналистам, что вопрос о возвращении грузинских беженцев в другие районы Абхазии, кроме Гальского (граничит по реке Ингури с остальной Грузией. – «НГ»), в обозримом будущем не имеет никакой перспективы. «Кто из грузинских беженцев хотел вернуться в Гальский район Абхазии, уже вернулся. Если еще есть желающие, то надо определить их количество. Мы в свое время обратились к УВКБ ООН, чтобы они разработали план по возвращению. Они его разработали, мы одобрили, а грузинская сторона отказывается его выполнять», – сообщил Шамба. По его словам, Тбилиси препятствует перерегистрации беженцев и вообще против их возвращения до восстановления своей юрисдикции над Абхазией. «Грузинские беженцы фактически являются заложниками политических амбиций грузинского руководства», – считает абхазский министр.
Между тем ситуация в самопровозглашенной республике после недавней спецоперации грузинского МВД в Кодорском ущелье остается стабильно напряженной. Министерство обороны Грузии на днях обвинило Россию в нарушении воздушного пространства в районе сел Хурча и Анаклия Зугдидского района. Несмотря на опровержение российской стороны, обвинение опубликовано на официальном сайте Минобороны Грузии. Для Тбилиси это еще один из аргументов в пользу решения об отстранении российских миротворцев от мониторинга Кодорского ущелья. Кстати, наблюдатели ООН, прибывшие с этой целью в Тбилиси, в назначенное время – еще 20 августа – в ущелье из-за нелетной погоды попасть пока не смогли.
Тбилиси