Президент Грузии Михаил Саакашвили, известный своей приверженностью к США и всему американскому, удивил мировую общественность тем, что пригласил в Грузию главного оппонента и идейного врага Вашингтона – президента Ирана Махмуда Ахмадинежада.
Приглашение иранскому лидеру посетить Грузию в «любое удобное для него время» Саакашвили передал через замминистра иностранных дел Ирана Мехди Сафари, который побывал 14–15 августа с визитом в Тбилиси. Визит, надо сказать, прошел в строго закрытом режиме. Лишь некоторые детали встреч господина Сафари с президентом Грузии, премьер-министром Зурабом Ногаидели и министром иностранных дел Гелой Бежуашвили были обнародованы вчера в коротком сообщении грузинского МИДа для прессы. От более развернутых комментариев представители властных структур воздержались.
Известно лишь, что Саакашвили поблагодарил иранского дипломата за помощь, которую Тегеран оказал Грузии в преодолении февральского топливного кризиса. Хотя помощь Ирана была скорее моральной, нежели практической, лидер Грузии в беседе с Мехди Сафари в восточных традициях придал этому исключительно важное значение. И попросил передать президенту ИРИ Махмуду Ахмадинежаду приглашение посетить Грузию с официальным визитом, что вызвало заметное оживление на политической арене, поскольку президент Ирана находится в «черном списке» главного покровителя Тбилиси – президента США Джорджа Буша. Кроме того, на днях Ахмадинежад призвал исключить США и Великобританию из Совбеза ООН, а Джорджа Буша с Тони Блэром отдать под международный трибунал.
Однако директор Центра стратегических исследований, экс-глава МИД Грузии Ираклий Менагаришвили заявил «НГ», что приглашение Ахмадинежада в Тбилиси может негативно отразиться на взаимоотношениях с США, и призвал «не делать из мухи слона»: «Отношения Грузии с Ираном – это не только отношения с нынешним режимом, находящимся в конфронтации с западным миром. Грузия и Иран – соседи по региону, которых связывает многовековая история. Поэтому желание Михаила Саакашвили наладить и иметь с соседом прочные связи в экономической области вполне закономерно и рационально».
В Тбилиси при этом отмечают, что Ахмадинежад уже побывал в Баку, и это, мол, не вызвало никаких осложнений в азербайджано-американских отношениях. Равно как и в отношении Армении, ряда центральноазиатских стран СНГ, которые тоже активизируют сотрудничество с Ираном.
Со своей стороны источник в иранских дипломатических кругах сказал «НГ», что визит Махмуда Ахмадинежада в Грузию «вполне реален» и не должен вызывать излишних эмоций. По словам источника, в развитии экономических связей заинтересованы обе страны, причем Грузия даже в большей степени, так как из-за сложностей с Россией эта страна нуждается в альтернативных источниках энергоресурсов.
В то же время в самом Тбилиси не исключают, что Мехди Сафари прибыл в Грузию, чтобы получить гарантии, что в случае начала антииранской военной кампании местные аэродромы не будут предоставлены США. В начале нынешнего года израильские СМИ со ссылкой на анонимных грузинских чиновников писали, что предполагаемый бомбовый удар по Ирану будет нанесен с аэродромов Грузии, но Тбилиси категорически отверг такую возможность. Опровергли подобные слухи в Минобороны Грузии и сейчас.
Военный эксперт Коба Ликликадзе сказал «НГ», что, если и будет сформирована антииранская военная коалиция, то Грузия в ней не будет играть активной роли. «Наше участие в гипотетическом антииранском союзе не станет более значительным, чем в антииракском», – сказал эксперт.
Тбилиси