Отменить смертную казнь в Узбекистане планируется только в 2008 году. Между тем кандидатов в смертники в этой республике, которая в начале 1990-х занимала одно из ведущих мест в мире по приведению в исполнение смертных приговоров, по-прежнему много. Вот власти и решили озаботиться их последним приютом. В республике начали строить тюрьму для пожизненно осужденных, в том числе «за терроризм» и «призывы к свержению конституционного строя». Строится она в Каракалпакии, на плато Устюрт. Это один из самых засушливых регионов Центральной Азии. Летом термометр показывает плюс 46 градусов в тени, а зимой – минус 30. Объект будет сдан в эксплуатацию осенью будущего года.
Не исключено, что среди обитателей новой тюрьмы окажутся пять беглецов из Андижана, нашедших в прошлом году приют в соседней Киргизии. Несмотря на протесты местных правозащитников и международных организаций, киргизские власти на минувшей неделе все-таки экстрадировали их в Узбекистан.
Перспективы переселиться в Каракалпакию на время избежали 13 обосновавшихся в Иванове узбекских беженцев, которых в Ташкенте тоже обвиняют в участии в андижанском мятеже. Ранее Генпрокуратура РФ объявила об их экстрадиции, но на днях этот процесс приостановила – в дело вмешался Европейский суд по правам человека. По сообщению Генпрокуратуры, «Европейским судом было принято решение применить правило 39 судебного регламента». Оно же рекомендует РФ «воздержаться от каких-либо действий по высылке (экстрадиции), депортации или иному принудительному перемещению указанных лиц в Узбекистан вплоть до последующего уведомления до окончания судебного разбирательства». Правозащитники отреагировали на это так: хорошо бы вообще никогда не выдавать подозреваемых Ташкенту, но и отсрочка – тоже неплохо.
Директор московского представительства Amnesty International Сергей Никитин сказал по этому поводу «НГ»: «Мы рады, что российские власти прислушиваются к мнению правозащитников, так как судьба узбеков в Иванове давно является объектом их пристального внимания. Наша точка зрения: нельзя выдавать людей в ту страну, где они могут быть подвергнуты пыткам. А Узбекистан, как мы знаем, одна из немногих стран бывшего СССР, где смертная казнь законодательно не отменена и по-прежнему применяется. Россия по международным соглашениям просто не имела права выдать этой стране беженцев. К тому же есть негативные примеры, когда РФ передала узбекским властям несколько человек, которые якобы участвовали в андижанских событиях, но оказалось, что они к ним не имели никакого отношения. Об их дальнейшей судьбе нам ничего не известно, в Узбекистане такая информация закрыта».