Нурсултану Назарбаеву еще долго придется убеждать казахстанских богачей в реальности объявленной им амнистии.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в очередной раз опередил Москву. Пока в России еще только просчитывают варианты финансовой амнистии, предполагающей легализацию не совсем законно полученных доходов, в Казахстане по инициативе главы государства уже приняли соответствующий закон. Кампания по легализации теневых капиталов и имущества здесь идет уже второй месяц. Предполагалось, что этим послаблением воспользуются прежде всего жители сельских регионов страны, у которых значительная часть имущества (дома, хозяйственные постройки, сельхозтехника) не были оформлены в установленном законом порядке. Фактически именно заботой о сельчанах правительство страны и объясняло необходимость проведения данной акции. Правда, при обсуждении закона в парламенте к недвижимому имуществу добавили и теневые капиталы: видимо, чтобы местным подпольным миллионерам не было обидно.
Надо сказать, что Закон «Об амнистии в связи с легализацией имущества» рождался долго и трудно: его проект рассматривали депутаты казахстанского парламента еще предыдущего созыва. У депутатов были большие сомнения в необходимости подобной кампании. Парламентарии считали, что предлагаемая исполнительной властью схема просто узаконит воровство, резонно предполагая, что население страны в основной массе не одобрит такую инициативу. Высказывались и предположения о том, что, легализуя имущество, правительство больше заботится не о бедных сельчанах, а о небольшой группе теневых олигархов, которым необходимо, мол, придать легальный статус сомнительно приватизированной в 90-е годы собственности.
Однако сейчас, на второй месяц после начала акции, очевидно: олигархи не стремятся выводить свои доходы и имущество в легальный оборот. В определенной степени это можно объяснить определенной двойственностью закона. С одной стороны, он вроде бы освобождает от ответственности за владение нелегальной собственностью. Однако в законе есть исключение: не может быть легализовано имущество, полученное в результате совершения преступлений против личности, коррупционных преступлений и действий, подрывающих основы конституционного строя и безопасности государства. И даже если на момент легализации совершение таких преступлений не будет доказано, то впоследствии суд может отменить решение о легализации. Вероятно, именно эта деталь закона и отпугивает богатых людей. Тем более что в настоящее время в Казахстане ждут больших разоблачений: президент Назарбаев объявил о широкомасштабной борьбе с коррупцией и лично следит за ходом реализации антикоррупционных программ.
Итоги первого месяца кампании дали более чем скромные результаты: легализовать свое теневое имущество в Казахстане решились лишь 10 человек. Одному было отказано (причину отказа соответствующие органы не уточняют), девять успешно легализовали имущество на общую сумму 1,2 млн. тенге (менее 10 тысяч долларов.
Между тем еще при разработке закона об амнистии правительство Казахстана выдавало более чем оптимистичные прогнозы. В частности, по недвижимому имуществу выдавались такие расчеты: в стране числится порядка 1,5 млн. незарегистрированных объектов, из которых 250 тыс. относятся к нежилому фонду. Экономический эффект от легализации только трети этих объектов ожидался в размере 3,7 млрд. тенге (около 30 млн. долларов).
Более расплывчатыми были прогнозы по теневым капиталам. Предполагаемую сумму легализации денежных доходов правительство так и не назвало, но уточнило: если будет легализовано хотя бы 50 млн. долл., госказна получит примерно 1,5 млн. долл.
Судя по первым итогам легализации, казахстанское правительство было настроено излишне оптимистически. Хотя опыт легализации у власти есть: в 2001 году Казахстан уже проводил подобную акцию, правда, только для денежных доходов. Но и тогда прогнозы правительства не оправдались. Сегодня ситуация повторяется.
Астана