Стратегические партнеры и соратники по ГУАМ – Украина и Молдавия впервые за последние два года разошлись во взгляде на Приднестровье. Кишинев, уговоривший в свое время Киев закрыть свою границу для приднестровских товаров, если они не оформлены в молдавских таможенных органах, теперь упрекает соседей в нарушении договоренностей. Об этом заявил министр транспорта Молдавии Мирон Гагауз.
По данным министра, украинская сторона ежедневно пропускает без согласования с Кишиневом в Приднестровье около 30 вагонов с металлоломом для Молдавского металлургического завода (ММЗ), расположенного в приднестровском городе Рыбница. По мнению молдавских властей, это дает возможность функционировать крупнейшему предприятию региона, который к тому же обеспечивает треть поступлений в приднестровский бюджет. Целью же экономической блокады Приднестровья, затеянной молдавскими чиновниками и поддержанной украинскими, было как раз опустошение приднестровской казны. Потому в Кишиневе и возмутились, узнав о том, что украинские таможенники пропускают в мятежный регион запретные грузы.
Однако украинская таможня обвинения молдавского министра отвергла, заметив, что под ними нет юридической почвы. Согласно двусторонним договоренностям, Украина обязана препятствовать прохождению грузов из Приднестровья, которые не прошли процедуру таможенного оформления в Молдавии. Грузы же, ввозимые в Приднестровье, санкциям подвергаться не должны. Об этом «НГ» сообщили в департаменте таможни Одесской области. А заместитель начальника Ягорлыкской таможни (Украина), через которую проходит железнодорожная ветка на Рыбницу (Приднестровье), Иван Крывый вообще отослал претензии молдавских железнодорожников их украинским коллегам. «Это вообще вопросы сугубо железной дороги», – заметил он. Украинские таможенники утверждают, что чаще всего на ММЗ поступают транзитные грузы из России: «Раньше из 100 вагонов 70 были украинскими, остальные транзитными. А сейчас из сотни только 10–15 вагонов украинские, а 85 – транзит из России и Казахстана». Это же «НГ» подтвердил президент АО «ММЗ» Анатолий Белитченко. Такой расклад объясняется тем, что Молдавский металлургический завод в недалеком прошлом принадлежал украинскому металлургическому консорциуму, а теперь он – собственность российской «Северстали». В Приднестровье считают, что именно этот факт стал причиной пристального внимания молдавских чиновников к ММЗ.
Однако не только этот завод стал поводом для разногласий между Кишиневом и Киевом. Дело в том, что Украина после ужесточения таможенного режима с Молдавией стала нести значительные потери. И они связаны не только с грузами, адресованными Приднестровью, но и с транзитными потоками. Через Приднестровье и Молдавию украинские товары шли в украинский порт Рени, оттуда на Балканы. Но после 3 марта, когда Кишинев ввел новые правила регистрации для приднестровских экономических агентов, этот путь для украинских предпринимателей оказался закрытым. И тогда Киев решил построить обходной путь, минуя и Приднестровье, и Молдавию в целом: Измаил – Рени. В Кишиневе быстро смекнули, что это им невыгодно, что вместе с украинским транзитом молдавская таможня потеряет немалый доход, и предложили Украине построить другую дорогу, которая огибала бы приднестровский регион, но не Молдавию. В Киеве в ответ на это предложение деликатно промолчали.