Полицейская спецоперация в Кодорском ущелье Грузии завершена. Главный мятежник не пойман.
Фото Reuters
Грузинским властям не удалось, согласно плану, завершить операцию в Кодорском ущелье в среду вечером. Помешал густой туман - явление в горах обычное. Эмзару Квициани и оставшимся с ним членам отряда «Охотник» удалось вырваться из окружения грузинских силовиков и уйти в неизвестном направлении. Еще утром власти предсказывали успешное завершение операции. Отряд Квицини был заблокирован в пещерах недалеко от селения Ажара. Руководитель администрации президента Георгий Арвеладзе на брифинге сообщил: «В отряде серьезные противоречия. Квициани и часть его сторонников под прикрытием женщин покинули ущелье, но место нахождения его неизвестно». Власти Грузии назначили 100 тыс. лари (около 55 тыс долл) за информацию о нахождении Эмзара Квициани и его племянника Бача Аргвлиани. По информации Арвеладзе, мятежники направились к границе Абхазии.
Председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Гиви Таргамадзе заявил, что «условная граница с Абхазией в Кодорском ущелье перекрыта силами правоохранительных органов и любая попытка прорыва завершится ликвидацией мятежников». Укрепили границу и со стороны Абхазии. Начальник Генштаба Вооруженных сил Абхазии генерал-лейтенант Анатолий Зайцев заявил, что «по периметру линии разъединения выставлены смешанные посты пограничников и военнослужащих Министерства обороны, которые контролируют ситуацию, и переход из верхней части ущелья членов незаконных вооруженных формирований в Абхазию исключен».
Чем ближе развязка кризиса, тем активней работает пропагандистская машина. В сообщениях о том, что в ходе обысков сванских сел изъято большое количество оружия, подконтрольные грузинским властям телеканалы акцентируют внимание на том, что конфискованное оружие – российского производства, словно на массовом вооружении официальных структур находится нероссийское. Впрочем, как считают военные эксперты, у местных жителей могло быть оружие еще советского производства, оставшееся после грузино-абхазского конфликта. И сегодня армия Грузии пользуется российским оружием. Как известно, у грузинской армии на вооружении имеются 10 американских вертолетов «Ирокез», а также незначительное количество автоматического оружия производства третьих стран.
Кто же все-таки бывший уполномоченный президента, главарь военизированного формирования «Охотник» – авантюрист, патриот родного края, бедственное положение которого подвигло на бунт, или провокатор, связанный с зарубежными спецслужбами? Эмзар Квициани родился в 1961 году в селении Чхалта Кодорского района. Высшее сельскохозяйственное образование получил в Волгограде. В советское время трижды привлекался к уголовной ответственности – за хулиганство, воровство и по подозрению в убийстве. Следствие по последнему делу не было доведено до конца из-за государственных катаклизмов в 1990-х годах. Во время абхазской войны Квициани сформировал ополчение «Охотник» и, по мнению военных экспертов, частично способствовал тому, что Кодорское ущелье, географически входящее в Абхазию, осталось под юрисдикцией Тбилиси. Позднее Эдуард Шеварднадзе назначил его своим уполномоченным в этом стратегически важном регионе. С именем Эмзара Квициани связаны четыре нашумевших похищения сотрудников миссии ООН и высокопоставленных чиновников в тех же 1990-х годах – все они обретали свободу только после вмешательства уполномоченного президента. Но бытует мнение, что за всеми этими похищениями стояли люди именно Квициани, и сам хозяин Кодорского ущелья убивал сразу нескольких зайцев – получал и деньги, если за заложников платили выкуп, и заодно повышал свой рейтинг. До «революции роз» центральные власти и Эмзар Квициани вполне находили общий язык.
Разлад начался, когда министр обороны Ираклий Окруашвили посчитал, что «Охотник» обременяет бюджет МО. У Квициани на этот счет было свое мнение, что в итоге стало одной из причин нынешних событий.
Тбилиси